Чмо

Есть такое обзывательство в русском языке — «чмо». Я знаю его со школьного детства, и в школьном детстве мы расшифровывали его «человек, морально отсталый». 🙂 А тут вот случайно выяснил, что английский язык — который по моему глубокому убеждению почти бесконечный (так как я постоянно открываю в нём новые слова, несмотря на годы и годы попыток увеличения словарного запаса)… так вот, английский язык содержит слово «schmo», которое означает «глупый, тупой человек» и звучит похоже: «шмо». Не знаю, связаны ли этимологически американское и русское слова, но я бы этому не удивился.

Шаббат в Америке

Всем известно, что Тора — священное писание в иудаизме — призывает правоверных иудеев воздерживаться от любой работы в субботу. В связи с этим я слышал много всяких не то баек, не то городских легенд, не то реальных фактов о том, как далеко идут евреи ради того, чтобы соблюдать эту рекомендацию. Например, про настольные лампы, которые сами выключаются по таймеру, потому что выключить их иудей сам не может, так как это была бы «работа». Или например, про лифты, которые в Израиле по субботам работают в режиме «езжу по всем этажам и останавливаюсь на каждом» — это чтобы иудею не надо было нажимать кнопку, чтобы вызвать лифт, ибо это была бы «работа», а значит — нарушение заповеди. Я не знал, байки это или реальность. До недавнего времени. За пару дней до Нового года в гостинице в Стэмфорде, Коннектикут я обнаружил лифт вот с такой надписью рядом:

Перевод: «Лифт для Шаббата. Этот лифт запрограммирован на автоматическую остановку на каждом этаже. Кнопки вызова лифта отключены. Обычный лифт работает в противоположном конце холла».

Вот так. Оказалось, не байки, а всё серьёзно. В тот день (суббота, конечно) в гостинице проводилось какое-то иудейское мероприятие под названием «Yarchei Kallah». Насколько я понял из Википедии, это конвенция учителей, на которой обычно обсуждаются вопросы «брака, целомудрия и морали». Видимо, в связи с этим событием с лифтом так и поступили.

Вообще, я с уважением отношусь к любым традиционным особенностям тех или иных народов, в том числе религиозным, но, всё-таки, эта иудейская тема про работу, когда правоверным нельзя нажать кнопку для вызова лифта, но можно, например, поднять ложку ко рту, чтобы поесть, вызывает у меня, признáюсь, некоторое недоумение.

Итоги года: 2017

Та-да! Традиционное подведение персональных итогов года. В этот раз я решил изменить формат и представить экспериментальные итоги года в виде своеобразного «хит-парада», в котором за первое место будут соревноваться разные эпизоды моей жизни, интересные мне эпизоды жизни общественной, достижения науки, культуры и технического прогресса, а также события, от людей никак не зависящие. Рассматриваться будет только то, что нашло отражение в моём блоге. Номинации я придумал следующие:

  • Художественный фильм года
  • Сериал года
  • Компьютерная игра года
  • Книга года
  • Событие года в области астрономии или исследования и освоения космоса
  • Гаджет года
  • Поездка/путешествие года
  • Концерт/выступление года
  • Ностальгический пост года
  • Хобби года

В каждой номинации будет не более трёх кандидатов на победу, выбираемых мной. Причём, в каждой номинации будет два победителя. Один выбирается мной, а второй — читателями блога. Выбор читателей будет определяться на основе количества лайков к постам, имеющим отношение к этой номинации.

Отмечу, что когда речь идёт, скажем, о фильме года или книге года, это не означает, что рассматриваются только фильмы или книги, вышедшие в 2017 году. Поскольку это мой личный хит-парад, рассматривается всё, с чем я имел возможность познакомиться в текущем году. Даже если этот фильм или эта книга совсем не новые.

Итак, поехали.

Художественный фильм года

Номинировать в этой категории было особенно сложно, так как за год я посмотрел много фильмов и немаленькая часть из них — вполне достойные картины. Тем не менее, в данной номинации я выдвигаю следующие три фильма:

Мой выбор: Призрак в доспехах
Выбор читателей: Зелёная миля

Сериал года

Номинированы следующие три сериала:

Мой выбор: Westworld
Выбор читателей: определить не удалось. Два из трёх номинированных сериалов освещались мной в старой версии блога, в которой не было лайков. Ну а устраивать соревнование из одного сериала было бы как-то странно.

И «Westworld», и «Чёрное зеркало» — для меня однозначно открытия года. Очень классные, интересные, глубокие и атмосферные сериалы. Кстати, позавчера, 29 декабря, вышел новый — четвёртый — сезон «Чёрного зеркала». Я уже посмотрел пару эпизодов и очень доволен. Российский сериал «Чернобыль 2» включён в номинацию, скорее, как трибьют первому сезону, который был очень хорош.

Компьютерная игра года

Здесь, как и с фильмами, довольно сложно выбирать, так как в 2017 году я играл довольно активно. На 99% это игры для VR (виртуальной реальности). Итак, номинанты:

Мне было очень сложно составить этот список из трёх игр, так как есть ещё как минимум три игры, которые ничем не хуже этих трёх (мои игровые обзоры можно смотреть по тэгу «игры»). Но номинация есть номинация: часть кандидатов пришлось отсеять. Ещё мучительнее был выбор окончательного победителя. После долгих колебаний я решил, что за новизну, графику и атмосферу победителем становится… Defense Grid 2!

Мой выбор: Defense Grid 2 Enhanced VR Edition
Выбор читателей: Elite: Dangerous

«Elite: Dangerous» меня, честно говоря, немного утомила своим однообразием. До центра Галактики я, к слову, так и не долетел. Возможно, вернусь к игре позже.

Книга года

Книги-номинанты:

А вот тут выбор был несложным. С большим отрывом побеждает книга Стивена Кинга — причём среди читателей блога тоже! Кстати, все три номинированные книги были прочитаны мной на английском языке.

Мой выбор и выбор читателей: Стивен Кинг «11/22/63»

Событие года в области астрономии или исследования и освоения космоса

Номинированы следующие события:

Каким-то странным образом сюда не попало ничего, связанное с Илоном Маском и SpaceX. Ну, наверное это потому, что в этом году у них не было прорывных событий, а был устойчивый рост стабильности запусков Falcon 9 и посадок первых ступеней. Зато в самом начале следующего года планируется нечто очень интересное: первый запуск Falcon Heavy в режиме демонстрационного полёта. С тремя первыми ступенями и посадкой всех трёх. Жду с нетерпением.

Как бы то ни было, выбор в этой номинации тоже был очень простым. Полное солнечное затмение — одно из самых ярких впечатлений моей жизни, не то что года.

Мой выбор и выбор читателей: Полное солнечное затмение 21 августа 2017

Гаджет года

Я не считаю себя прям фанатом гаджетов. Предпочитаю, чтобы гаджет побыл некоторое время на рынке, доказал свою полезность, чтобы стало очевидно, что он — не однодневка. И тогда я, взвесив все за и против, возможно, его куплю. Поэтому выбор участников для этой номинации был небольшой. Номинированы следующие кандидаты:

Опять же, долго выбирать победителя не пришлось. Наушники AirPods — это просто новое слово в мире наушников, я считаю. Есть такой термин «killer product». Так вот, AirPods, на мой взгляд, просто убили обычные проводные наушники. Там, где не требуется какое-то сверхвысокое качество звука или, скажем, активное шумоподавление, AirPods просто незаменимы. Потому что крайне удобны и юзабельны.

Мой выбор и выбор читателей: Беспроводные наушники Apple AirPods

Поездка/путешествие года

В этом году у меня было только одно путешествие, когда я уехал за пределы США (если не считать рядовых поездок в Санкт-Петербург), — астрономическая экспедиция в Архыз. Остальные поездки были преимущественно по Новой Англии (так называют северо-восточный регион США), и одна ностальгически-астрономическая поездка в Атланту. Номинанты:

В номинации победила — за свою оригинальность, необычность и интересность — поездка в Архыз!

Мой выбор и выбор читателей: Астрономическая экспедиция в Архыз

Концерт/выступление года

В номинации участвуют следующие выступления в Бостоне:

Несколько странно, конечно, сравнивать музыкальных исполнителей и театрального деятеля, но количество посещённых мной культурно-массовых мероприятий в 2017 году было небольшим, и плодить номинации с одной-двумя позициями мне кажется неправильным.

Мой выбор и выбор читателей: Томас Андерс

Ностальгический пост года

Ностальгировать я люблю. 🙂 Поэтому таких постов было много. Все они доступны по тэгу «ностальгия». Выбрать трёх кандидатов было довольно сложно. Вот они:

Победителем становится… пост «Главная дискета»! Он, пожалуй, наиболее ностальгический в прямом смысле этого слова.

Мой выбор и выбор читателей: пост «Главная дискета»

Хобби года

В этой категории всего два кандидата. Что, наверное, объяснимо, так как хобби на единицу времени редко бывает много.

Выбрать победителя было очень трудно. С одной стороны, участие в клубе любителей книг драматически увеличило количество читаемых мной книг. Благодаря этому клубу я в 2017 году прочитал, наверное, больше, чем в любой другой год моей жизни. Хотя общее количество книг небольшое (всего семь; почитать мои отзывы можно по тэгу книги), но некоторые из них очень объёмные (объём «11/22/63», например, — 880 бумажных страниц), и шесть из семи — на английском. С другой стороны, эскейп-румы — это совершенно новый для меня вид отдыха, который я открыл для себя в самом конце года и на который плотно подсел. И это так весело, что трудно передать! 🙂 В общем, путём трудных размышлений победителем я выбрал… эскейп-румы!

Мой выбор: Эскейп-румы
Выбор читателей: Клуб любителей книг

И на этом я завершаю хит-парад на escaper.blog! 🙂 Осталось упомянуть, что в уходящем году мой блог претерпел существенные изменения: он сменил адрес, движок и дизайн. И я всеми этими изменениями очень доволен. Мне кажется, блог стал лучше.

Всех читателей блога — с Новым годом, и пусть у всех всё будет хорошо! 🙂

Навстречу Новому году

В преддверии Нового года я оказался в Стэмфорде, Коннектикут и планирую провести в этих краях следующие три дня и встретить Новый год в Нью-Йорке или каких-нибудь его окрестностях. Хм, это даже становится некоей доброй традицией: так я встречаю Новый год уже третий раз в жизни: до этого встречал в Бруклине (район Нью-Йорка) и, кажется, в Jersey City, NJ.

В каком-то смысле я сбежал из Бостона, ибо там в эти дни стоят почти сибирские морозы: -15°C и около того. В Нью-Йорке сейчас тоже не Сочи, но всё ж потеплее. Мне даже трудно представить, что где-то — а именно в Санкт-Петербурге — нынче стоят тёплые (для конца декабря) деньки: до +6°C. Что за капризы природы!

«Чёрное зеркало»: новый сезон

Вчера на Netflix вышел долгожданный четвёртый сезон «Чёрного зеркала» («Black Mirror»). И он не разочаровал! Ну, во всяком случае, пятый эпизод его, с которого я начал просмотр (как известно, эпизоды в этом сериале никак между собой не связаны; можно смотреть в любом порядке). Посмотрел с большим интересом. Этот эпизод называется «Metalhead», «Металлическая голова», и он явно инспирирован не раз упоминавшимися в моём блоге разработками Boston Dynamics. Эта американская компания создаёт роботов, способных эффективно оценивать обстановку вокруг себя и передвигаться в очень сложных условиях: по неровной поверхности, по скользкой поверхности, при помехах со стороны и т.д. Некоторые из их созданий выглядят довольно пугающе и внушают подсознательный страх, заставляя думать о том, что будет если эти машины — а некоторые из них по массе явно тяжелее человека — вдруг решат, что человек — враг… Если вы боитесь сами заглянуть в своё подсознание, то посмотрите этот эпизод. Его авторы заглянули в ваше подсознание за вас и визуализировали все ваши страхи, индуцированные видеороликами от Boston Dynamics. 🙂

Я всё больше и больше люблю «Чёрное зеркало». Сериал материализует — слава богу, в виде выдуманных историй — те неосознанные мысли, страхи, беспокойства, которые возникают у нас в головах в связи с появлением новых технологий. Он, я считаю, имеет не только развлекательную функцию, но несёт и практическую пользу, по сути показывая нам те ямы, в которые человечество, делающее неуверенные шаги по пути технического прогресса, рискует с треском загреметь и падения в которые оно любой ценой должно избежать. С большим интересом буду смотреть остальные пять эпизодов нового сезона.

Прыгающий дрон

Купил себе на новый год подарок. 🙂 Прыгающий дрон. Он ездит на колёсах (довольно быстро — до 7 км/ч) и может прыгать по команде на высоту до 70 см. Управление осуществляется из специального приложения для iOS.  Кроме того, он снабжён видеокамерой, так что в приложении можно видеть то, что видит дрон, и делать фото. Также у него имеется динамик, через который можно общаться с людьми, находящимися рядом с дроном. Связь со смартфоном осуществляется через WiFi: в дроне реализован WAP (wireless access point). Имеются фары для подсветки в темноте.

Дома играться с этим дроном довольно прикольно (правда, кошка в шоке 😆 ), но всё же места маловато, и я жду удобный момент, чтобы погонять на улице, где будет достаточно места разогнаться и повыделывать всякие пируэты. В принципе, если иметь несколько таких дронов, то можно устраивать соревнования на скоростное прохождение дистанции с препятствиями. Это вообще может быть новым видом кибер-спорта. Для летающих дронов такое уже есть.

Интересно, что как бы дрон ни кувыркался в воздухе, он всегда приземляется на колёса. Если он падает на торец (когда колёса расположены горизонтально), то начинает дёргаться и дрыгаться пока не примет вновь нормальное положение.

Заряжается через USB.

Осталось добавить искусственный интеллект, и всякого рода фантастические сюжеты про роботов-полицейских и прочих терминаторов станут реальностью. 🙂

Модель назыается Parrot Jumping Night Diesel. Стоила игрушка что-то около $70 (ок. 4000 руб.).

Новинки кино

Обзор просмотренных кино-новинок и не только.

Новые «Звёздные войны 8». Неплохой видеоряд. Особенно понравилась соляная планета в конце с тонким слоем грунта белого цвета на поверхности, скрывающим кроваво-красную почву. Ну и вообще, финальная сцена противостояния добра и зла снята довольно сильно. Я давно уже не слежу за сутью сюжетных перипетий «Звёздных войн» (честно говоря, я за ними никогда не следил), но посмотреть на красивые картинки иногда приятно.

«Короче» (в оригинале — «Downsizing»). Вроде интересный заход про научный прорыв, позволяющий уменьшать людей до примерно десяти сантиметров в холке в росте с целью радикального сокращения расходов на существование и, как следствие, столь же радикального повышения уровня жизни. Рекламные ролики к фильму напирают именно на эту идею. Однако в самом фильме этому посвящена лишь первая треть. После чего тема про уменьшение отходит на такой далёкий план, что про неё практически забываешь, а сюжет превращается к довольно средненькую (мело)драму с элементами пропаганды политкорректности (непонятно как вспыхнувший роман героя Мэтта Дэймона с одноногой вьетнамкой-политическим беженцем особенно умилителен) и тем экологии и спасения человечества в преддверии глобальной природной катастрофы, вызванной человеческой деятельностью. В общем, я бы сказал, что ход с масштабированием людей тут — просто приманка. Без которой этот фильм прошёл бы вообще незамеченным. Про научно-практическую сторону дела я вообще молчу — так тут всё непродуманно. Маленькие люди живут в шикарных домах, ездят на автомобилях, пользуются электроникой, медициной, сотовой связью и другими благами цивилизации. Вопрос о том, что на воссоздание уменьшенной инфраструктуры, делающей возможным всё это, даже при наличии всех накопленных человечеством знаний должно уйти не меньше сотни лет, в фильме не рассматривается.

«Джуманджи». Это, как бы, ремейк фильма 1995 года. Хотя от оригинала есть существенные отличия. Отличное приключенческое кино для всей семьи без особых претензий на глубокий смысл, которое смотрится на одном дыхании. С классным актёром Дуэйном Джонсоном (он же Скала, The Rock) в главной роли. Группа подростков находит картридж для компьютерной игровой приставки, запускает игру и… оказывается в некоей виртуальной реальности, выбраться из которой можно только пройдя игру до конца. Причём, виртуальная реальность реалистична настолько, что в ней можно даже по-настоящему умереть (каждому игроку даётся три жизни). Или застрять в ней. Что делает игру особенно «увлекательной» для играющих. Оригинальный фильм «Джуманджи» был несколько странноватый. В нём виртуальная реальность каким-то образом проникала в настоящую реальность, в результате чего по улицам современного американского города бегали носороги и слоны, а также менее традиционные огромные комары и прочие твари. В новом «Джуманджи», в котором настоящая и виртуальная реальность чётко разделены, сюжет как-то более понятен.

«Убийство в Восточном экспрессе». Фильм по одноимённому роману Агаты Кристи. Роман я не читал и ничего про сюжет не знал. В связи с чем смотреть было довольно интересно, а развязка вообще сносит крышу. 🙂

«Поезд в Пусан» (на английском — «Train to Busan»). Южнокорейский (!) фильм на зомби-тематику (!). Для любителей жанра (которых я, правда, знаю не много) очень даже ничего. Не так хорош как «Заря мёртвых» («Dawn of the Dead»), но тоже весьма достойно. В обоих фильмах дело происходит в замкнутых пространствах: в «Заре мёртвых» — в торговом центре, а в «Поезде» — в… собственно, поезде. Летящем по просторам Южной Кореи.

Скандинавская мифология

После обсуждения романа Стивена Кинга «11/22/63» в клубе книгочеев наступило некоторое затишье, которым я воспользовался чтобы внеурочно прочитать дополнительную книгу. Ею стала антология «Скандинавская мифология» за авторством Нила Геймана (Norse Mythology by Neil Gaiman). Авторство в данном случае заключается в пересказе реальной скандинавской мифологии в форме, удобной для употребления современным читателем. То есть, насколько я понял, Нил Гейман от себя ничего не добавлял, а просто пересказал своими словами мифы про Одина, Тора, Локи и других героев скандинавского эпоса.

Кстати, это вторая книга Нила Геймана, которую я прочитал. Первой была «American Gods».

Тема скандинавской мифологии стала особенно популярна с выходом серии фильмов про Тора. И хотя эти фильмы весьма вольно трактуют скандинавский эпос, интерес к нему в результате вырос весьма значительно. Ну, во всяком случае, среди меня. 🙂

В процессе чтения меня совершенно неожиданно посещали мысли, схожие с теми, которые приходили в голову во время чтения совсей другой книги — «Идиот» Достоевского. Напомню, тогда мне в голову пришла мысль, что книгу надо было назвать не «Идиот», а «Идиоты». 🙂 Потому что нормальных среди героев произведения русского классика, на мой взгляд, нет. 🙂 Там все с какими-то странностями. Похожая катавасия и с героями скандинавской мифологии. Они жестоки, но в то же время зачастую недалёки, нелогичны, а порой просто самодуры. Тору, например, ничего не стоило пришибить (насмерть) своим молотом какого-нибудь гнома просто из-за того, что у него плохое настроение. Адекватность Одина, отдавшего один из парных органов (глаз) за право сделать глоток из колодца мудрости, тоже вызывает некоторые вопросы. Но, однозначно, всех перещеголял Локи. Эпос рисует его хитрым, изворотливым, лукавым, не всегда чистым на руку богом, но на самом деле всё гораздо хуже. Локи — социопат, паталогический лжец, агрессивный и опасный манипулятор, которого гложет скрываемая зависть и ненависть ко всему вокруг. При этом иногда его как будто накрывают угрызения совести и он пытается исправлять то, что натворил, но проходит время, и он непременно возвращается в накатанную колею. Из шести детей Локи только двое — нормальные человекообразные существа. Остальные четверо — разнообразные монстры, среди которых восьминогая лошадь Слейпнир, гиганский ядовитый змей Йормунгард, гигантский волк Фенрир и женщина Хел, одна половина лица которой выглядит как лицо мертвеца. Змей, волк, Хел и сам Локи во время скандинавского конца света, Рагнарёка, сражаются против богов, в том числе Одина и Тора. То есть, по сути, Локи, будучи пригрет и обласкан богами, в итоге восстаёт против них, из просто «испорченного ребёнка» превращаясь в самого настоящего врага, коварного и опасного, направившего против пригревших его богов всю свою мощь, развязавшего войну, которая в конце концов приводит к уничтожению Асгарда (обители богов), Мидгарда (мира людей), других частей мира и почти всего живого, включая верховных богов Одина и Тора.

Надо отметить, что и сами боги по своей жестокости вряд ли пример для подражания. Когда Локи их в конец достал (ещё до Рагнарёка), они решили его наказать. Выследили и поймали Локи на его вилле в горах, после чего привели в пещеру, и туда же привели его жену и двух человекообразных сыновей. После чего каким-то образом заставили одного сына убить другого, кишками (!) убитого сына приковали (!) Локи к камню, а над головой у него подвесили ядовитого змея, который периодически капал своим ядом тому на лицо, вызывая боль и обезображивая его. И всё это на глазах у его жены, которая была вынуждена наблюдать эту картину до конца времён…

В общем, там материала не только для фильмов про супергероев, но и на несколько фильмов ужасов с рейтингом «R» наберётся, если экранизировать это всё близко к тексту. Но в целях общего развития, я считаю, прочитать эту книгу было всё же полезно. По крайней мере, все эти имена и названия перестают ассоциироваться исключительно с голливудским блокбастером, приобретая глубину и смысл, ассоциированные с первоисточником.

Странный английский юмор

Я очень люблю американский сериал «Офис» («The Office») и не раз о нём писал в блоге. Как известно, он основан на одноимённом британском сериале. В отличие от американского аналога, выдержавшего девять (!) сезонов, британский «Офис» продержался всего два сезона. И тому, я считаю, есть совершенно понятные причины. Точнее, одна причина: очень странное чувство юмора англичан. Вот я вчера посмотрел несколько последних серий британского «Офиса» и с удивлением отметил, что практически ни разу даже не улыбнулся, не то чтобы засмеялся. Несмотря на то, что сериал, как бы, юмористический. На самом деле, я считаю, что в отношении британского варианта это мнение глубоко ошибочно: он ни разу не юмористический. Хотя, возможно, создатели и видели его таковым. На самом деле, он про человека с очень серьёзными проблемами в области социальной адаптации. По сути, начальник офиса в британском варианте сериала — глубоко одинокий и практически всеми презираемый человек, даже своими подчинёнными. Совершенно, кстати, непонятно, как, при таком раскладе, он вообще смог стать начальником офиса с примерно пятнадцатью подчинёнными. Ближе к концу сериала у Дэвида Брента (начальника) в жизни наступает вообще такой кризис, что в один момент мне показалось, что вот сейчас он просто сведёт счёты с жизнью, и это будет очень логичным завершением сериала. Если это кино и вызывает какое-то чувство, то только чувство жалости к главному герою. Вот честное слово, иногда его хочется просто пристрелить, чтобы не мучался… Ну что это за ситком…

Кроме того, в отличие от американской версии, британский вариант очень сильно опустил планку в плане юмора: некоторые шутки англичан по своей пошлости и низкопробности перещеголяли самые «смелые» находки их американских коллег. Вообще, несмотря на заложенные в сценарии конфликты и противоречия, царящие в офисе, в американском сериале чувствуется какая-то позитивная атмосфера: сотрудники офиса хоть и ссорятся постоянно, но между ними ощущается взаимная симпатия; офис — хотя и странное место, но он наполнен дружбой и даже любовью. А в британском варианте иногда возникает ощущение, что герои порой друг друга просто искренне ненавидят. Особенно это заметно в последних сериях.

По завершении просмотра британского «Офиса» включил американский, пересмотрел пару серий и просто вздохнул свежим воздухом: так там всё светло и весело. А не мрачно и депрессивно, как у англичан. В общем, даже удивительно: вроде две реализации одной и той же идеи, но они, имхо, просто антиподы друг друга. Наверное, эта тема про странный «английский юмор» не зря существует.

UPDATE. Вау, как в тему пришла новость о том, что NBC рассматривает возможность оживить американский «Офис»! Возможно, в виде мини-сериала, возможно, в виде полнометражного фильма. И многие исполнители центральных персонажей дали своё предварительное согласие на участие! Кроме исполнителя главной роли, к сожалению (Стив Карел). Что, в прочем, возможно, не такая уж и трагедия, так как последние две сезона сериала (из девяти) снимались без него и имели, тем не менее, успех. Буду следить за развитием событий.

«Вояджер-1»: космический долгожитель

Космический аппарат NASA «Voyager 1» (на картинке), находящийся в пути сорок лет, является единственным объектом, созданным человеком, находящимся за пределами Солнечной системы. И честно говоря, меня поразила новость о том, что на днях специалисты NASA включили на нём двигатели, чтобы скорректировать положение космического аппарата для обеспечения наилучшего качества связи с Землёй. Собственно, поразило то, что двигатели включились (!), спустя тридцать семь (!) лет после того, как их запускали последний раз, и успешно выполнили свою функцию. И это при том, что «Вояджер» несколько десятилетий находится при температуре, близкой к абсолютному нулю. Вам приходилось когда-нибудь заводить машину в тридцатиградусный мороз? Да ещё если она до этого стояла без использования пару месяцев? Тогда вы разделите моё удивление.

Вот тут можно почитать подробнее о том, что произошло:

https://www.nasa.gov/feature/jpl/voyager-1-fires-up-thrusters-after-37

Суть в том, что у аппарата «Вояджер-1» (и у его близнеца «Вояджер-2») есть специальные двигатели для корректировки положения в пространстве. Специально для периодической коррекции положения антенн для связи с Землёй. Но в последнее время они стали барахлить. Они работают, но менее эффективно, чем раньше, то есть на выполнение тех же маневров требуется больше топлива. А топлива там, понятно, счёт на граммы. Поэтому у кого-то в NASA возникла одна идея. Помимо этих двигателей для коррекции положения в пространстве, у «Вояджера» есть и другие двигатели — для коррекции траектории. Они применялись при пролётах больших планет для выполнения гравитационных маневров. Последний раз их включали тридцать семь лет назад. Причём, режим работы у них — не короткие импульсные включения, как у двигателей ориентации, а продолжительный прожиг, обеспечивающий постепенную коррекцию траектории. Так вот в NASA решили попробовать использовать эти двигатели в несвойственном для них амплуа — для коррекции положения аппарата. Для чего их требуется включать на очень короткие периоды времени — десятки миллисекунд. Ну и, практика показала, что это работает. Несмотря на тридцать семь лет простоя двигателей и несвойственный им режим работы.

Можно только очередной раз порадоваться за учёных и инженеров NASA. Просто молодцы!

Пролистать наверх