Недавно узнал про существовавшую в СССР и, возможно, существующую сейчас систему гарантированного ядерного возмездия «Периметр». Которой американцы в своём духе дали драматическое название Dead Hand, «Мёртвая рука». Цель этой системы в том, чтобы обеспечить нанесение ответного массированного ядерного удара в случае атаки извне, в результате которой может оказаться разрушенной практически вся инфраструктура страны, в том числе военная, уничтожены все командные пункты, а также высший командный состав войск. «Периметр» реализует концепцию MAD (Mutually Assured Destruction, Гарантированное взаимное уничтожение). Эта концепция, на мой взгляд, имеет огромный смысл, и, вполне возможно, наличие подобных систем уже спасло мир от ядерной катастрофы. Суть тут простая: если агрессор знает, что в случае нападения на другое государство он сам с вероятностью, близкой к ста процентам, будет уничтожен, то и акта агрессии, скорее всего, не будет. Собственно, в идеальном варианте, между действиями агрессора и возмездием вообще не должно быть человеческого фактора. Всё должно происходить автоматически: своими действиями агрессор уничтожает сам себя, без присутствия в процессе ещё чьей-то воли. Если бы такая система существовала, нам бы оставалось боятся только агрессоров с суицидальными наклонностями.
На самом деле, к сожалению, не только этого пришлось бы опасаться. Понятно, что в том, чтобы построить полностью автоматическую систему, связывающую регистрацию фактов ядерных взрывов на территории охраняемой страны, с ответными запусками ядерного оружия, нет ничего сложного. Вполне обычная инженерная задача. Есть только одно «но». Я сам инженер и прекрасно знаю, что построение системы, не имеющей вообще никаких ошибок или не склонной вести себя ошибочно при нестандартных внешних условиях, — задача почти невозможная. Даже если есть огромная мотивация избежать любых ошибок. Ведь, например, запуски в космос стоят огромных денег, значит мотивация не косячить есть ещё какая. А всё равно ракеты периодически падают. И самолёты. И хотя падение ракеты или самолёта, особенно если при этом погибают люди, — это крайне печально, но ошибка в системе, которая способна просто уничтожить всё человечество или значительную его часть, это вообще немыслимо. Со стороны человечества было бы крайне глупо закончить существование, уничтожив себя в результате инженерной ошибки…
Поэтому «Периметр» — не полностью автоматическая система. Но близкая к тому настолько, насколько позволяет здравый смысл. Она работает следующим образом. В мирное время система находится в «спящем» состоянии. Допустим, в какой-то момент датчики обнаруживают запуски ядерных ракет с территории другого государства в нашем направлении. С этого момента есть примерно десять-тридцать минут до того, как ракеты достигнут цели. Кто-то из высокопоставленных государственных деятелей активизирует «Периметр». Собственно, с этого момента участие человека в этом процессе заканчивается. Система, используя свои сейсмические и другие датчики, а также учитывая некоторые дополнительные факторы (например, наличие или отсутствие связи с центром), принимает решение о нанесении или ненанесении удара возмездия. В случае решения о нанесении удара, в воздух из максимально защищённых ракетных шахт запускаются специальные ракеты, единственной целью которых является полёт над территорией страны и передача в эфир управляющего радиосигнала, который принимается соответствующими приёмниками пусковых установок РВСН (Ракетных войск стратегического назначения) и приводит к запуску «настоящих» ядерных ракет в сторону противника. То есть, это такая «птица смерти», летящая над страной и пробуждающая все выжившие после удара противника пусковые установки, заставляя их нанести ответный удар, даже если на территории страны не осталось к тому моменту вообще ни одного живого человека, и всё покрыто радиоактивным пеплом. Как известно, шахты пусковых установок располагаются под землёй и максимально укреплены. Поэтому, они, скорее всего, будут последним, что окажется повреждённым или уничтоженным в результате удара противника. Разумеется, «Периметр» в любой момент можно остановить и перевести обратно в «спящий» режим. Если ещё есть, кому переводить.
Одним из ключевых моментов, которые делают концепцию MAD осмысленной и эффективной в деле предотвращения глобального противостояния, является необходимость того, чтобы обе стороны были осведомлены о наличии у противника системы гарантированного ответного удара. В этом плане интересно, что «Периметр» — весьма засекреченная система, и о ней известны исключительно только самые общие сведения, частично изложенные выше. Что не просто в какой-то степени лишает смысла всё мероприятие по её созданию, но может быть и смертельно опасным для человечества. Ведь если агрессор не знает, что его агрессия вернётся к нему в полной мере, он может перейти от слов к делу… Я не знаю, как можно объяснить засекреченность «Периметра». Это не имеет никакого смысла.
Америка, кстати, в те годы, когда создавался «Периметр» (восьмидесятые годы прошлого века), тоже работала над похожей системой. Но только их система была гораздо сильнее завязана на человеческий фактор. Роль управляющих ракет («птиц смерти»), пробуждающих ядерные пусковые установки в случае опасности, у американцев играли пилотируемые самолёты, посменно находящиеся в воздухе 24 часа в сутки. Идея та же: на земле всё может оказаться уничтоженным, но самолёт, барражирующий где-то на высоте нескольких километров, скорее всего останется невредимым и сможет дать сигнал локальным командным пунктам. Так вот, эта система была совершенно открыта: о ней США сообщили всем совершенно сознательно. Во исполнение принципа MAD. Почему СССР молчал про «Периметр» так и остаётся загадкой.
Этот пост навеян статьями про «Периметр» в Википедии и на Wired.com.
Вот интересно)
Основой системы «Периметр» являются командные баллистические ракеты, но они летят не на противника, а над Россией и вместо термоядерных боеголовок в их головных частях находятся передатчики, которые посылают команду на пуск всем имеющимся боевым ракетам: в шахтах, самолётах, подводных лодках и подвижных грунтовых комплексах. После получения сигнала от такой ракеты производится автоматический старт.
Запуск командных ракет осуществляется через сложный программный комплекс на основе искусственного интеллекта. Система была изначально спроектирована как полностью автоматическая и в случае массированной атаки способна принять решение об ответном ударе самостоятельно, без участия (или с минимальным участием) человека.
Получив сигнал, автоматический комплекс анализирует множество разнообразной информации: о сейсмической и радиационной активности, атмосферном давлении, интенсивности радиообмена на военных частотах, данные системы предупреждения о ракетном нападении и т. д. На основании такого анализа система делает вывод и в случае необходимости активизируется и запускает команду подготовки к старту ракет.
Непосредственно перед запуском ответного удара «Периметр» проверяет наличие четырёх условий — произошло ли ядерное нападение, есть ли связь с Генеральным штабом — если связь есть, система отключается. Если Генштаб не отвечает, «Периметр» запрашивает систему «Казбек». Если ответа нет — искусственный интеллект передаёт право принятия решения человеку, находящемуся в командном бункере. И только после этого начинает действовать.
Ага, в общем, в любом случае, где-то в цепочке есть человек. И слава богу. 🙂 Хотя, теоретически это может оказаться какой-нибудь свежий офицер, недавно вышедший из училища. Который волей случая оказался на дежурстве и вынужден решать судьбу человечества…
Что то мне кажется они в курсе что у нас такое есть..
Да, возможно. Но всё равно, непонятно, почему это не сделать широко известным. Чтобы не только в где-то в секретных коридорах власти потенциального противника об этом знали, но и чтобы в обществе не было милитаристических настроений.
Если кто еще вдруг не посмотрел, то рекомендуется к обязательному просмотру:
Dr. Strangelove or How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb
Спасибо, Маришка, посмотрю! Мне в контакте ещё один релевантный фильм посоветовали:
«Драматичность момента необходимости нанесения ядерного удара по России в условиях неясной ситуации блестяще показана в фильме Багровый прилив (Crimson Tide). Фильм 1995 г, но если еще не смотрел, настоятельно рекомендую. Дензил Уошингтон и Джин Хэкман изобразили ситуацию максимально эмоционально. Они тоже (тоже?) не всегда уверены в небходимости применить концепцию MAD.»