Посмотрел прекрасный фильм великое кинополотно очередной космический ужастик из саги о чужих, «Alien: Covenant» (в русском прокате — «Чужой: Завет») режиссёра Ридли Скотта. Напомню, Ридли Скотт создал также исходный фильм «Alien» («Чужой»), с которого всё и началось. Так что он в некотором роде «прародитель» и «законодатель».
Получилось страшнее, чем во всех предыдущих фильмах. Местами даже, я бы сказал, это уже больше похоже на просто ужастик, чем на научную фантастику. Женщина, сидевшая рядом со мной, периодически буквально подпрыгивала во время внезапных пугающих моментов. А в один из таких моментов даже вцепилась мне в руку, покоившуюся на подлокотнике. 😆 Ещё три человека ушли с просмотра. Не знаю, нервы у них некудышные оказались или просто скучно стало, но они ушли аккурат после одного из наиболее страшных или, скорее, неприятных эпизодов, когда чужой «вылупляется» из человека. Если это были нервы, то возникает вопрос, где эти люди были последние почти сорок лет (первый «Чужой» вышел в 1979 году), что, придя на этот фильм, не знают об особенностях жизненного цикла особи чужого. 😕
В общем, космические страшилки Ридли Скотт снимать умеет. По сюжету Covenant похож на смесь «Чужого» и «Чужих». Но соревноваться с Джеймсом Кэмероном, снявшим «Чужие», — заведомо безнадёжное занятие, я считаю. Все его картины, в том числе «Чужие», продуманы во всём до мелочей и реалистичны настолько, насколько позволяет жанр. В этом Ридли Скотт до Кэмерона не дотягивает. Порой герои в фильмах Скотта ведут себя так, как никто никогда не поступил бы в жизни. Например, в «Прометее» капитан корабля, не особо сомневаясь и без тени страха на лице, жертвует собой, несколькими товарищами и кораблём ради спасения человечества. Где эмоции? Где отражение внутренней борьбы в глазах?! Собой пожертвовать — это не гамбургер съесть, блин. А в фильмах Ридли Скотта это подаётся так, как будто это примерно как… ну не знаю, к зубному заставить себя сходить. Выглядит как фальшивка, честное слово.
У Кэмерона же всё очень жизненно, и если бы не научно-фантастический контекст, легко можно было бы представить, что всё происходящее на экране — в частности, поведение героев, их реакция на происходящие события — могло бы происходить в реальности, и именно так, как в фильме. Герои, когда им страшно, боятся по-настоящему: им веришь, что они боятся. Они тоже совершают героические поступки, спасая других, но сыграно это так, что зрителю становится очевидно, чего стоило такое решение, и порой обдаёт холодным потом, когда представляешь, что сам оказался в такой ситуации… Вот за это я и люблю Кэмерона — за правдивость и реалистичность. Это необходимый ингредиент для погружения в мир, создаваемый автором.
Честно говоря, я не намеревался превращать этот пост в сравнительный анализ двух режиссёров. В целом, для любителей жанра «Alien: Covenant» — фильм вполне достойный, посмотреть можно и можно даже получить удовольствие от просмотра (я получил). Но это не шедевр, который хочется пересматривать ещё и ещё. К сожалению, в одну реку нельзя вступить дважды. Даже Кэмерону — без сомнения, гениальному режиссёру — это не очень удаётся. Тот же «Аватар» неимоверно крут, спору нет, но он не культовый как «Чужие».
Вообще, фильмы про чужих заставляют задуматься о развивающейся семимильными шагами генной инженерии. В частности, о технологии тонкой модификации ДНК под названием CRISPR-Cas9. Ведь если наука продвинется в этом направлении, чужие могут стать реальностью. И не только они, но и такие организмы, которые сейчас вообще трудно себе представить.
Дальше немного спойлер. Мне понравился неожиданный поворот в сюжете, когда выяснилось, что, собственно, те чужие, которые в дальнейшем фигурируют в «Alien» и «Aliens», созданы между событиями «Прометея» и «Alien: Covenant» на основе биологического оружия инопланетян свихнувшимся роботом Дэвидом, который решил, что подобная форма жизни совершенна и, в принципе, можно — и даже где-то нужно — пожертвовать человеческой расой, чтобы убрать мешающееся препятствие с пути развития этих монстров. Это, на мой взгляд, реверанс в сторону становящейся всё более актуальной с каждым годом проблемы искусственного интеллекта и его предполагаемой возможной враждебности по отношению к человечеству.