Хочется сказать два слова об игровом фестифале «PAX East», на котором я сегодня побывал. Во-первых, я сознательно не написал «фестиваль компьютерных игр», так как, как ни странно, здесь были представлены не только компьютерные игры. Была масса «обычных» настольных игр — с кубиками, карточками, фишками и картонными полями. Вообще, это удивительный тренд, который меня уже давно интересует и заслуживает отдельного поста. Несмотря на процветание рынка компьютерных игр, их постоянно растущую реалистичность, появление технологии виртуальной реальности, сектор обычных настольных игр, популярых во времена моего детства, не просто не исчез, а активно развивается. Сейчас этих игр несметное количество. И они очень популярны; по многим проводятся чемпионаты! Это же феномен какой-то. Мне кажется, тут имеет место пресыщение высокими технологиями. Ведь даже электронная книга — это очень удобно, но иногда приятно подержать в руках бумажную… Наверное, что-то похожее происходит и с компьютерными играми. А может, дело в том, что настольная игра позволяет игрокам более тесно общаться. Никакая компьютерная игра, даже многопользовательская и даже если игроки сидят за соседними компьютерами, не сравнится с какой-нибудь банальной бумажной «Монополией» по уровню взаимодействия игроков между собой. Видеть перед собой живого человека — бесценно!
Но вернёмся к PAX. Этот масштабный трёхдневный игровой фестиваль проводится раз в год в четырёх местах: в Бостоне, Сиэтле, Техасе и Австралии. Я уже пытался попасть на него в прошлом году, но тогда не смог. Потому что он крайне популярен, и билеты на него расходятся за несколько месяцев до начала. Собственно, и в этот раз я не смог купить билет через официальный сайт. Когда я заходил на него месяц назад, там, разумеется, уже всё было продано. Но сегодня я решил проявить смекалку. 🙂 И купил билет с рук, списавшись с человеком через reddit.com. Причём, как ни странно, это довольно распространённый способ купить билеты на PAX в дни его проведения. На reddit.com для этого даже отведён специальный подфорум, и в нём постоянно появляются предложения. Можно было бы подумать, что это спекулянты, но я купил билет сегодня за $40, а его оригинальная цена, по-моему, не сильно меньше (думаю, долларов 30; а может и, вообще, такая же, $40).
Но вернёмся к играм. Конечно, я не мог пройти мимо места, где выставлялась компания Frontier, выпускающая игру Elite: Dangerous.
Постояв в очереди минут десять, я сел за одну из игровых станций и лично заценил контроллеры HOTAS. У себя дома я играю только клавиатурой и мышкой, а серьёзные игроки используют HOTAS. Это два устройства, использующиеся для космических и авиасимуляторов: джойстик — его держишь правой рукой, и рычаг для управления тягой двигателя — в левой руке. Я уже давно размышляю, не купить ли эти штуки, поэтому интересно было опробовать их в деле. Ну что можно сказать. Действительно, управление с помощью HOTAS выглядит более интуитивным, чем при помощи клавиатуры с мышкой. Наверное, не зря такие HOTAS стоят в настоящем самолёте. 😆 Кроме того, если играть в очках виртуальной реальности, то на клавиатуре вообще крайне проблематично найти вслепую нужную кнопку, а вот на джойстиках этих, по идее, намного проще. В общем, думаю, что если серьёзно играть в Элиту, то покупка HOTAS очень оправдана.
Quake Champions:
Видео Quake Champions:
Ещё видео какой-то гоночной игрушки:
К сожалению, не зафиксировал название игры. Примечательно, что на играющем надет Oculus Rift, а сам он сидит в кресле с фидбеком, имитирующим езду на машине. Думаю, эффект погружения должен быть очень серьёзный. 🙂
Вообще, VR был представлен очень широко. На глаз, процентов тридцать демонстрировавшихся игр были VR-играми. Причём, количественно распределение VR-очков было такое. Больше всего и примерно поровну было Oculus Rift и HTC Vive. Значительно меньше и тоже примерно поровну было Samsung Gear VR и Sony PSVR. Других видов VR-приспособлений, я, вроде, не заметил. Ну Rift и Vive я уже использовал у себя дома. А на выставке удалось опробовать Gear VR. Признаюсь, я был приятно удивлён качеством изображения. Учитывая, что в этих очках в качестве экрана используется обычный смартфон Samsung, я ожидал гораздо худшего качества. Но оказалось, что изображение, в общем-то, не уступает Рифту или Вайву. Впрочем, я поиграл лишь в одну игру с не слишком впечатляющей графикой, так что моё впечатление довольно однобокое. Забавно осуществляется управление своими действиями в виртуальной реальности. На очках справа, в районе виска, есть специальный тачпад, водя пальцем по которому можно выполнять какие-то действия в VR. В общем-то, это существенное отличие — и, разумеется, не в лучшую сторону — от более серьёзных VR-продуктов, в которых уже давно реализованы контроллеры для рук, а также всякие джойстики и т.п.
Sony PSVR опробовать не удалось — была большая очередь. Понравился контроллер для рук в виде, как бы, «заготовки» для автомата или ружья. Явно заточено под стрелялки. 🙂
Ещё заметил набирающий силу тренд — жилет для VR-фидбека. Типа вот такого. Те, кто пробовали, отзываются положительно. Я так понимаю, такой жилет позволяет более полно ощущать события, происходящие в виртуальной реальности. Например, если тебе какой-нибудь антигерой перемкнул мечом по рёбрам, то в жилете это будет как-то ощущаться. 🙂 Вообще, всё, конечно, идёт к тому, что для нахождения в VR надо будет надевать полный костюм-комбинезон. Который будет иметь двойное назначение: фидбек и трэкинг положения всех частей тела, а не только головы и ног как сейчас. Вот тогда люди действительно начнут появляться в виртуальной реальности… Причём, и визуально, и тактильно.
Жилет не опробовал опять же из-за очередей.
Ну и наконец, очень порадовали ретро-игры. Типа, как бы, восьмибитные. Впрочем, возможно, что и не «типа»: на фотках ниже можно заметить настоящую игровую приставку (вроде, Sega какая-то).
К сожалению, восьмибитная тематика была лишь малозаметным эпизодом этого фестиваля. А жаль. В восьмибитных играх было что-то такое, что, несмотря на то, что технологии давно шагнули далеко вперёд, по-прежнему позволяет им быть играбельными. А может, это просто ностальгия…
Вообще, меня недавно осенила одна мысль. Восьмибитные игры в VR! Это же будет просто хит! Во-всяком случае, среди людей моего поколения. 🙂 Представляете, какой-нибудь R-Type в трёхмерной виртуальной реальности! С видом от первого лица! Или Knight Lore. Или Exolon. Но при этом с характерной восьмибитной графикой. Это же просто вдохнёт новую жизнь в старые игры! Эх!