Вернулся

В воскресенье вернулся из трёхнедельной поездки на родину. Теперь начну навёрстывать упущенное в блоге и делиться впечатлениями. 🙂

Дорога «от двери до двери» заняла аж двадцать три часа. Это потому, что из России я летел не в конечную точку маршрута — Бостон, а в Нью-Йорк, а оттуда добирался на автобусе. Это было сделано не только для удешевления поездки (долларов триста на этом можно сэкономить), но и для того, чтобы разнообразить маршрут. А то из Бостона в Питер и обратно я летал уже не раз, и этот банальный маршрут уже не очень интересен. Кроме того, очень здорово в середине поездки оказаться в центре Нью-Йорка: ведь автобус из Бостона прибывает в центр Манхэттена, в районе тридцатых-сороковых улиц. Правда, чтобы гулять было комфортно, надо иметь минимум вещей. В этот раз я летел с одним рюкзаком, так что неудобств не испытывал. Вообще, это очень классно — путешествовать налегке! К сожалению, это не всегда возможно. В прошлую мою поездку в Россию — в Архыз — из-за очень нестабильной погоды в пункте назначения мне пришлось взять огромный чемодан с одеждой.

Под катом несколько фоток Нью-Йорка — ничего особенного, просто фоткал то, что видел пока шёл от вокзала Penn Station, куда я приехал из аэропорта, к автовокзалу, где меня ждал автобус на Бостон.

Читать далее «Вернулся»

4+

Старкон — всё

Только что прослушал прямую трансляцию в контакте, которая называлась «Старкон: Эпилог» и была посвящена фестивалю фантастики и науки «Старкон», который я вкратце осветил двумя постами ранее. Как это ни прискорбно, но в трансляции сообщили, что данный, восемнадцатый, «Старкон» стал (скорее всего) последним. Причина закрытия фестиваля — финансовые сложности организаторов.

Надо сказать, что когда я посещал фестиваль, у меня где-то на задворках сознания возникла мысль, что, вот, место проведения — просто шикарное. Реально, мировой уровень. Огромные площади, отличный звук и т.д. А народу даже в субботу днём — вроде как самое пиковое время для посещения — было не сказать, что много. Такое впечатление, что раза в два меньше, чем на похожем фестивале в Бостоне PAX East. Я ещё тогда подумал: либо этот Экспофорум по причине своей относительной новизны предоставляет в настоящий момент серьёзные скидки организаторам мероприятий, либо у организаторов просто много лишнего бабла, либо… организаторы просчитались с финансовой стороной проекта. Оказалось, к сожалению, последнее. Ведущий трансляции сообщил, что по результатам «Старкона» организаторы оказались в долгах.

Что ж, довольно печально. Имхо, это было интересно и познавательно — особенно для молодёжи. И организовано на действительно высоком уровне.

3+

Тесла в Питере

Сейчас, находясь в Питере, всё пытаюсь высмотреть на улицах автомобиль Тесла. Тщетно. Иногда также спрашиваю у водителей Убера, видели ли они когда-нибудь в Питере Теслу. Отрицательно отвечают даже те, кто наездил по городу тысячи трипов, а значит видит ежедневно тысячи машин. Таки прогресс в области электромобилей пока не добрался до Северной столицы. Точнее, видимо, они есть (я как-то видел в инете фотки), но в очень ограниченном количестве.

В Бостоне я, перемещаясь по городу в обычном режиме (на работу, с работы), вижу в среднем от одной до трёх Тесл в день. А сейчас, по идее, их должно стать ещё больше с выходом на рынок в прошлом месяце более доступной по цене Tesla Model 3.

1+

Старкон 2017

Если уж зашла речь о ретро-компьютерах, к месту будет упомянуть о фестивале «Старкон», который проходил в Петербурге в эти выходные (28-30 июля). На самом деле, это мероприятие было похоже на фестиваль PAX East в Бостоне, на котором я также побывал — всего несколько месяцев назад. Впрочем, несмотря на то, что внешне эти два мероприятия очень похожи, тематика несколько отличается. PAX East — это в основном компьютерные игры и всё, что имеет к ним отношение: игровые приставки, системы виртуальной реальности, игровые автоматы и т.д. Кроме того, там были довольно широко представлены настольные (некомпьютерные) игры, проводилось много лекций на компьютерно-игровую тематику, а также было немного косплея.

Питерский Старкон, с другой стороны, имеет более широкий спектр тем: компьютерные игры, фантастика (книжная и кинематографическая) и наука. Были встречи с российскими писателями-фантастами, просмотры фантастических фильмов с последующим обсуждением, научно-популярные лекции. В частности, я посетил четыре лекции: о нейронных сетях и чат-ботах; о космических аппаратах, находящихся за орбитой Плутона (Вояджеры, Пионеры и «Новые горизонты»); о технологии редактирования ДНК; и о фотографировании Луны. Собственно, компьютеров и компьютерных игр, конечно, было, но существенно меньше, чем на PAX. Их место занял косплей: переодевание в героев компьютерных игр, фантастических и фэнтезийных фильмов и мультфильмов. Косплея на Старконе было на порядок больше, чем на PAX. Причём, он было гораздо более качественный и сложный. Порой мимо проходили такие персонажи, что увидеть за всем этим гримом и костюмом обычного человека было довольно затруднительно.

Возвращаясь к ретрокомпьютерам. Им была посвящена отдельная секция фестиваля. На фотке выше запечатлён, судя по всему, IBM PC-совместимый компьютер с игрой Doom. А рядом совсем уникальная вещь — шлем виртуальной реальности Forte VFX1, выпущенный на рынок в 1995 году. За двадцать лет до HTC Vive и Oculus Rift!

Ниже ещё несколько ретро-фоток.

Читать далее «Старкон 2017»

2+

R-Type: история создания

Неожиданно наткнулся в интернетах на интереснейшую книгу, чтение которой захватило меня на несколько дней. Это вот выше — её обложка. А вот здесь на сайте автора её можно скачать бесплатно (на всякий случай разместил её ещё и у себя). Книга о создании одной из культовых компьютерных игр на ZX-Spectrum — R-Type, написанная автором игры — Бобом Пэйпом (на английском языке). Точнее, Боб переписал игру в 1988 году для ZX Spectrum. Оказывается, оригинал был создан японской фирмой IREM для игрового автомата. Сначала тот факт, что игра не была задумана и спроектирована Бобом Пэйпом, а была им портирована с другой платформы, несколько снизил в моих глазах его заслуги, но по мере чтения я всё больше и больше убеждался, что то, что он делал, — это по сути написание игры с нуля. Учитывая существенную разницу между архитектурой игрового автомата, на котором работал оригинал, и архитектурой ZX Spectrum даже наличие исходников игры ни капли не помогло бы в портировании. Из исходной игры была взята только идея, сюжет и общий вид графики. Абсолютно весь код был написан от начала и до конца Бобом Пэйпом, а графика и звуковые эффекты воссозданы на основе оригинальной игры двумя его коллегами. И ведь эти три человека смогли не только воссоздать игру очень близко к оригиналу, при этом сделав порт очень играбельным и создав классику восьмибитных игр, но и выполнить это на очень ограниченной архитектуре ZX Spectrum, которая даже в сравнении с другими восьмибитными платформами того времени стоит едва ли не на последнем месте по ресурсам, предоставляемым разработчику (память, скорость процессора, возможности графики). Поэтому я считаю, что R-Type на ZX Spectrum вполне можно рассматривать как один из образцов виртуозного программирования, в котором использовались все мыслимые приёмы — вплоть до самомодифицирующегося кода, — позволяющие сэкономить память и выжать из процессора всё до последней капли.

Конечно, эта книга очень нишевая и будет интересна далеко не каждому. А только тем, кто, как и я, в восьмидесятых годах был увлечён восьмибитной компьютерной техникой, играми и программированием на восьмибитных платформах. А также, как мы с друзьями, засиживался до поздна за игрой в R-Type. 🙂 Я лишний раз убедился, что талантливый человек талантлив во всём: Боб Пэйп не только создал ставшую культовой игру, но и описал этот процесс в книге, которую очень интересно читать. Я реально не мог оторваться — там местами почти детективная история. Собственно, автор описал не только то, как он создавал R-Type, но и то, как он пришёл к программированию, а также как складывалась его судьба после успеха написанной им игры. Кроме того, его книга позволила мне — россиянину — заглянуть в то, как «это было там». Как люди становились программистами в Великобритании в восьмидесятых годах прошлого века, и как выглядела индустрия создания софта того времени. А кроме того, дочитав последнюю страницу, я, возможно, увидел один из возможных сценариев своей собственной жизни. Дело в том, что сейчас Боб Пэйп уже не имеет никакого отношения к программированию: он работает в абсолютно другой сфере и ждёт выхода на пенсию. В последней главе он раскрывает причины этого. В те годы, когда создавался R-Type, было совершенно реально написать игру-хит в одиночку. Требовалась только помощь того, кто мог создать графику и музыку/звуковые эффекты. Однако по мере появления более мощных платформ это становилось всё менее и менее реальным, и пришло в итоге к тому, что в наше время игры пишут целые коллективы, порой достигающие десятков человек. И одиночке-программисту тут делать совершенно нечего.  А Боб был именно таким одиночкой-фрилансером, работавшим у себя дома. Конечно, меня это не совсем касается — я всегда работал в коллективе, но это показывает, что конъюнктура всегда может измениться таким образом, что разумным и неизбежным может стать решение поменять профессию.

Интересно, что R-Type был выпущен в 1988 году, а уже через четыре года — в 1992 году — английский рынок коммерческих игр для ZX Spectrum был уже мёртв.

3+

Никакой личной жизни

Вчера к окну моей квартиры, находящемуся на уровне двадцать пятого этажа, прилетел квадрокоптер и долго смотрел на меня, стоящего на кухне в семейных трусах, а я — на него. Потом он не спеша удалился. Россия, XXI век. Никакой личной жизни.

Хотя это не уникально для России. Несколько недель назад что-то очень похожее происходило со мной в Бостоне.

4+

Перехитри Airbnb, чтобы Airbnb не перехитрил тебя

Многие, наверное, знают про сервис Airbnb, позволяющий одним людям сдавать квартиры на короткий срок (как правило, на несколько дней), а другим — их снимать. Очень удобно и порой позволяет в путешествиях по незнакомым местам более полно почувствовать местный колорит, чем если останавливаться в стандартной гостинице, которые везде одинаковы. Кроме того, Airbnb может быть дешевле гостиниц.

Но сегодня я обнаружил необъяснимую вещь. Цена на одну и ту же квартиру существенно варьировалась в зависимости от того, на каком устройстве её смотреть! При том, что ссылка открывалась на обоих устройствах одна и та же (www.airbnb.ru)! Вот эта квартира когда я смотрел её с айфона с российской симкой:

Как видим, цена указана $122. Отмечу, что это именно тот айфон, который я использую в Америке. Только симка заменена.

А вот та же квартира при просмотре её на Android-телефоне, тоже с российской симкой (но другой):

Цена — 3496. Видимо, рублей. Это $59. То есть, в два раза дешевле! Это что за дискриминация?! И главное, по какому признаку?

UPDATE. Обнаружил, что если я захожу в Airbnb под своим акаунтом, в котором написано местожительство «Бостон», то получаю цену $122. Как только выхожу из этого акаунта и смотрю ту же квартиру просто как анонимный пользователь, то цена оказывается 3496 рублей ($59). Так что, дискриминация, похоже, по признаку «вы чьих будете». Американцам — в два раза дороже, чем русским. Также заметил, что каким-то образом на цену влияет отчистка кук в браузере. Короче говоря, при бронировании на Airbnb рекомендуется не «клевать» на первую показанную цену, а поиграться с разными телефонами, Airbnb-акаунтами, IP-адресами, браузерами, симками и сайтами Airbnb (www.airbnb.ru и www.airbnb.com). Чтобы не стать жертвой дискриминации. Ибо разница в цене, как видим, может быть неиллюзорной. Особенно если снимать не на один день, а на пару недель, например.

4+

Прекрасный дождливый Петербург!

Как же прикольно приезжать из Бостона в Петербург в июле! Почему именно из Бостона, именно в Петербург и именно в июле? Потому что в Бостоне июль — это почти каждый день жара 30-32 градуса и палящее солнце. А в Питере — комфортные +20°C, запах свежести и чудесные проливные дожди! 🙂 Я знаю, что многие петербуржцы скажут, что им это холодное лето и дожди давно осточертели. И я не буду спорить: вполне возможно, что, проживи я тут месяц, такая погода надоест и мне до чёртиков. Но поэтому я и сказал, что прикольно именно приезжать из Бостона в Питер в июле. 🙂

4+

Пассажирам запрещается

Это вот вывеска в петербургском метро (фото сделано вчера). На ней изложены правила пользования метрополитеном. Меня несколько возмутила разница в русском и английском тексте, а именно разная форма обращения к пассажирам. По-русски написано: «Пассажирам запрещается». Довольно императивно и весьма строго. А по-английски: «Passengers should not». Это можно перевести примерно как «пассажирам не следует». Почему такая разница?! Почему к соотечественникам отношение как в тюрьме строго режима: то нельзя, это нельзя, сюда не ходи, это не трогай. А к иностранцам (видимо, предполагается, что именно они будут читать английский текст) отношение намного мягче: «если вам не очень сложно, не могли бы вы этого не делать?..».  👿 У этого явления, мне кажется, ноги растут из СССР. Где с одной стороны были лагеря ГУЛАГ, в которых фраза «как в тюрьме строго режима» была не метафорой, а реальностью, а с другой иностранцы воспринимались как люди с другой планеты; чудо, на которое можно глазеть и которым нужно восхищаться. Я к тому, что если уж писать на двух языках, то это должно звучать одинаково на обоих. Можно было либо по-русски написать «пассажирам не следует», либо по-английски — «Passengers are prohibited to» или «Passengers must not». Ну или ещё какой-то вариант можно было найти, чтобы надпись звучала примерно с одинаковой строгостью на двух языках. Меня возмущает именно разница.

3+