11/22/63

Спойлеров нету, можно читать. 🙂

Дочитал вчера очередную книгу в рамках клуба книгочеев, участником которого я являюсь на работе. Книга имеет необычное название «11/22/63», её автор — Стивен Кинг. Название — это написанная на американский манер дата «22 ноября 1963 года», день убийства 35-го президента США Джона Кеннеди. Это большой роман (849 бумажных страниц). Я читал его на английском с экрана айфона и осилил примерно за пять недель. Что для меня — невиданно высокая скорость чтения! А всё потому, что это о-очень интересное произведение. Оно не совсем типично для «короля ужасов», так как начинается как научно-фантастический роман. В захолустном американском городке обнаруживается некая дыра в пространственно-временном континууме, ведущая в прошлое. А именно — в сентябрь 1958 года. Правда, на этом научная фантастичность данного романа заканчивается, так как Стивен Кинг не особо затрудняет себя объяснениями, что это за дыра, откуда она взялась и как работает (чуть-чуть это раскрывается в самом конце книги). Больше всего мне понравилось то, как автор обращается с парадоксами, неизбежными в любых сценариях, включающих путешествия во времени. В начале повествования главный герой спрашивает своего друга, который, собственно, и обнаружил временнýю дыру: «Что будет если я отправлюсь в прошлое, в котором я ещё не родился, и убью там своего дедушку?». На что тот отвечает: «А с чего бы ты это сделал?». На что главный герой, несколько смутившись, соглашается: «В самом деле, зачем бы мне это делать…». Всё, на этом временные парадоксы заканчиваются! 😆

Поэтому это, конечно, не сайфай. Но это никак не преуменьшает интересность повествования. Сюжет исключительно захватывающий, книга читается на одном дыхании. Поняв, чтó они открыли, герои начинают думать, что полезного можно из этого открытия извлечь, и решают спасти от преждевременной смерти президента Кеннеди, которого, как известно, застрелил киллер пять лет спустя — в 1963 году. Особая интрига возникает когда герой начинает подозревать, что «прошлое — упрямо». Оно сопротивляется попыткам его изменить, причём тем активнее, чем больше эффект от возможного изменения. Это, в принципе, довольно интересная научно-фантастическая концепция, которая, вроде бы, не встречалась мне в других произведениях с путешествиями во времени.

Конечно, Стивен Кинг не был бы самим собой если бы не включил в текст какие-то элементы, которые позволили бы ему сохранить реноме «короля ужасов». На самом деле, все ужасы в «11/22/63» заключаются в нескольких довольно натуралистично и подробно написанных сценах насилия: избиениях и убийствах. Тут я хочу отметить, что если у меня не раз бывали кошмары после просмотра фильмов ужасов непосредственно перед сном, то от книг — даже самых страшных — такого никогда не было. До «11/22/63». Этот роман — единственное произведение, чтение которого перед сном, привело как минимум в одном случае к просмотру мной ночных кошмаров. 🙂 На мой взгляд, это говорит о таланте автора. Хотя, честно говоря, эти, так искусно описанные, эпизоды насилия не являются мои любимыми местами в этой книге. Но их можно потерпеть ради сюжета. И кроме того, с точки зрения сюжета, насилие было необходимо показать — это начинаешь понимать, дочитав книгу до конца.

Интересен такой момент, связанный с обсуждением книги в клубе книгочеев. Первоначально встреча клуба для обсуждения книги была назначена на 9 ноября. Когда подошло время многие участники выразили пожелание перенести встречу на попозже, чтобы успеть дочитать. Перенесли на неделю — на 16 ноября. И вот сегодня, в связи с какими-то накладками её перенесли снова — в этот раз на вторник, 21 ноября. Напомню, книга называется «22 ноября 1963″. И отмечу, что красной нитью в ней проходит мысль о том, что «the past harmonizes», то есть прошлое гармонирует само с собой. Это несколько размытая формулировка, но суть этого феномена в книге заключается в том, что во время всех этих перемещений во времени герой не раз наблюдает параллели и пересечения в ситуациях, внешне совершенно никак не связанных между собой: то имена совершенно разных людей, с которыми ему приходится сталкиваться, оказываются одинаковыми или очень похожими, то сами ситуации, происходящие в разных временных и географических контекстах, подозрительно напоминают друг друга и т.п. Так вот я и думаю: наше обсуждение этой книги как-то очень подозрительно стремится к дате, совпадающей с её названием, если не считать год! 🙂 The past harmonizes!

Ещё одна мысль касается исполнителя (а также — по официальной версии — организатора и заказчика) убийства Кеннеди — Ли Харви Освальда. Это не особо связано с сюжетом книги, но всё равно, хочется сказать. На мой взгляд, Ли Освальд — это воплощение известной максимы «от себя не убежишь». Человек сначала разочаровывается в США и бежит в Россию. Потом разочаровывается в России, возвращается в США и живёт там, разочарованный в обоих режимах — капиталистическом и социалистическом, видимо копя внутри себя злобу на весь «несправедливый мир» вокруг. Что в итоге выливается в разрушительную и саморазрушительную агрессию, приведшую к гибели Кеннеди и самого Освальда. Вот это, имхо, назидание всем нам: когда кажется, что мир вокруг полон несправедливости и злодеев, это, возможно, повод задуматься, что эта «несправедливость» и эти «злодеи», вполне возможно, живут у нас самих в голове. И что вместо того, чтобы «исправлять» мир, возможно, имеет смысл попытаться исправить самого себя. И тогда трагедий может стать меньше.

В 2016 году по книге снят сериал: «11.22.63». Вчера я нашёл его в интернете и уже начал смотреть. Посмотрел половину первой серии (потом уснул — дело было поздно вечером) и пока что очень доволен. Обязательно продолжу просмотр сегодня. Особенно мне интересно посмотреть на Америку шестидесятых годов — ведь в ней происходит бóльшая часть повествования. Хотя в шестидесятые года годы я не жил не только в Америке, но и вообще где-либо, мне почему-то кажется, что мне понравилось бы жить в США шестидесятых. Не знаю почему. Повод подумать об этом на досуге. Помню, как-то очень давно, в 2000 году, когда я предпринял своё первое большое американское путешествие (из Атланты в Лос-Анджелес и обратно), я взял в собой в машину сборник американской музыки шестидесятых годов на компакт-дисках и слушал его, коротая часы долгого пути. И помню, что эта музыка пришлась мне очень по душе, и как-то даже сделала моё путешествие по Америке более «аутентичным».

Закончить хочется цитатой из книги, которая была сказана по совсем другому поводу, но которая как нельзя лучше подходит к самому автору — Стивену Кингу: «Пугать людей — грязная работёнка. Но кто-то должен её делать». 🙂 Стивен хорошо умеет делать эту работу. Но ещё лучше он умеет писать так, что очень трудно бывает отложить книгу и заняться чем-то другим. За что ему хочется сказать большое спасибо, ибо я давно не получал такого удовольствия от чтения книги.

Звездопад

В последние недели наблюдается какой-то просто звездопад, в котором многие известные и — до начала звездопада — уважаемые широкой публикой люди становятся фигурантами громких скандалов, связанных с обвинениями их в домогательствах на сексуальной почве в прошлом. В этом не было бы ничего, достойного обсуждения, если бы в этих скандалах не были задействованы действительно известные почти каждому личности. Вот, например, некоторые имена, упоминающиеся в сводной статье на эту тему на РБК: актёры Кевин Спейси, Бен Аффлек, Дастин Хофман, Чарли шин, бывший президент США Буш старший, певица Мэрайя Кэри, юморист Луи Си Кей. В статье не упомянут Стивен Сигал, но его имя я тоже встречал недавно в новостях на похожую тему. Это действительно настоящий звездопад! Профессиональная деятельность многих из этих людей вызывала и вызывает у меня уважение. Дастин Хофман вспоминается мне, например, ролью в «Человеке дождя», где он здорово сыграл в дуэте с Томом Крузом. Кевин Спейси запомнился ролью в великолепном «K-PAX».

Причём если для одних «фигурантов» неприятности ограничиваются кратковременным чёрным пиаром, который вскоре без следа исчезнет из забывчивого общественного сознания, то, думаю, не будет преувеличением сказать, что другие в результате этих скандалов оказались уничтожены как минимум профессионально. Кевин Спейси, например, с которым разорвали все контракты на съёмки. Это естественным образом может привести к финансовым сложностям у актёра, а там недалеко и до уничтожения его не только как актёра, но и как человека, если он, не справившись со свалившимся на него позором и всеобщим порицанием, подкреплёнными проблеммами с деньгами, скажем, наложит на себя руки.

Конечно, разбираться надо в каждом случае индивидуально, но в целом я хочу сказать следующее по этому поводу. Во-первых, многие из этих обвинений строятся на событиях, которые предположительно происходили не вчера. А пять-десять-двадцать, а в некоторых случаях (Спейси) и тридцать лет назад. Многие из людей, упомянутых выше, могут сами быть жертвами обстоятельств. А именно, меняющихся норм морали в обществе. Мораль меняется со временем — это нормально. То, что тридцать лет в глазах общественности было допустимым, может стать совершенно неприемлемым спустя годы. Это вполне касается сексизма, в отношении которого имеется очевидная тенденция на снижение терпимости к нему. Мне кажется несколько странным применять нравственные нормы прошлого к настоящему. Как говорят программисты, прошлое и настоящее в данном случае не имеют обратной совместимости. Ну или, как говорят юристы, закон обратной силы не имеет. Только в данном случае речь идёт не о юридическом, а о нравственном законе.

Во-вторых, в большинстве случаев у человека есть выбор. И некоторые делают сознательный выбор поступиться какими-то из своих моральных устоев ради достижения конкретных карьерных целей. Я к тому, что если какая-нибудь актриса согласилась переспать с каким-нибудь продюсером, потому что иначе её карьера в Голливуде окончилась бы, то моральный облик обоих участвующих вызывает у меня сомнения. И опять же, слышать теперь обвинения от таких актрис несколько странно.

Но повторюсь, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Я лишь хотел лишний раз отметить, что мир не чёрно-белый и возможны, как говорится, нюансы. Вот, кстати, хорошая фраза для нового тэга — «мир не чёрно-белый». Эта мысль мне близка, и, наверняка, это не последний пост с таким тэгом.

Путин и Трамп пожали руки, пожали руки, пожали руки…

Я заметил какой-то странный новый тренд в том, как представляются новости на российских новостных сайтах. А именно: одно и то же повторяется несколько раз, без видимой причины. Хотя и в несколько отличающихся формулировках. Один раз — в заголовке, ещё раз — в подзаголовке и ещё пару разу в тексте новости. Вот пример:

В итоге, при прочтении такой новости возникает ощущение, что кто-то ворует моё время. Вроде прочитал страницу текста, а информацию получил только о том, что Путин и Трамп пожали друг другу руки. Вообще-то, в мои студенческие времена подобный подход к изложению информации назывался «лить воду». У меня вообще возникает мысль, что журналистская профессия переживает кризис. Журналистов — уйма, новостных сайтов тоже хватает, штаты у новостных агентств, видимо, раздуты… А новостей не так и много, чтобы всю эту ораву людей кормить! Вот они и «крутятся как могут», чтобы хоть как-то зарабатывать на рекламе. Одни воду льют (РБК, пример выше), другие просто откровенный трэш постят (Лента.ру).

Задорнов…

Совершенно неожиданно свалилась сегодня новость о смерти Михаила Задорнова. 🙁 Оказывается, у него уже целый год было онкологическое заболевание. Как же быстро эта болезнь сжигает людей. Совсем недавно (разве год — это много?) он был полон энергии, а его репризы — остроумного юмора. Я часто смотрел его концерты по РенТВ и долгое время хотел побывать на живом выступлении. К счастью, я успел это сделать в 2011 году. Как ни странно, я совершенно ничего не знал о его болезни. Где-то с полгода назад я видел по телевизору какую-то встречу Задорнова с почитателями таланта, и в глаза бросилось то, как он плохо выглядит и даже, кажется, с трудом говорит. Особенно удивительно это было в контрасте с тем, что раньше он на своих выступлениях выглядел превосходно для своего возраста и даже ходил на руках и садился на шпагат (на седьмом десятке!). Но видимо тогда голова у меня была занята какими-то своими проблемами, и я не придал его болезненному виду особого значения. А теперь вот такая новость… Что ж. Светлая память этому талантливому и светлому человеку…

Настоящий автолюбитель никогда не спит за рулём!

Недавно ездил в Нью-Йорк, для чего арендовал Тойоту-седан. Не помню точно модель, но одна из самых дешёвых — «эконом-класс», как говорится. Однако, несмотря на дешевизну, в ней обнаружилась очень классная фича, которая понравилась мне настолько, что я решил осветить её в блоге. Называется «LDA», Lane Departure Alert. Или, по-русски, «сигнализация выхода из полосы». Суть данной фичи проста. Автомобиль следит за своим положением относительно линий разметки, и если электроника фиксирует выход из полосы движения без включения сигнала поворота, она считает, что водитель заснул за рулём и начинает об этом всячески сигнализировать.

Чтобы это работало, в машине находится смотрящая вперёд камера. Отмечу, что надёжность трекинга линий разметки весьма высока. Светлое или тёмное время суток — не имеет значения. До тех пор, пока линии в состоянии различить человеческий глаз, машина их тоже видит. И рисует вокруг вот того зелёного значка на фотке. На этой фотке их нет (хотя, если присмотреться, видно, где они должны быть), потому что она сделана во время остановки, когда разметки рядом не было. А так, во время движения вокруг зелёной машинки нарисованы две полосы. И если начать наезжать на одну из линий разметки, её изображение становится жёлтым и начинает мигать, а в салоне раздаётся предупредительный сигнал.

По-моему, это крайне эффективная мера, реально повышающая безопасность!

Сто лет Революции

Я не могу оставить сегодняшнюю дату без упоминания. Слишком уж она круглая, а событие, произошедшее в этот день много лет назад, — слишком ключевое и поворотное в истории весьма немаленькой части мира. Сто лет Октябрьской революции. Это современное название события. Я же ещё с детства привык называть его Великой Октябрьской социалистической революцией.

В принципе, мне почти нечего сказать по этому поводу. Кроме как подивиться тому, как быстро растворилось в никуда влияние, которое идеология имела над умами миллионов советских — и не только советских — людей. Кажется, ещё вчера всё вокруг было красным от знамён; барельефы и скульптуры, изображающие Ленина, встречались на каждом шагу; лозунги «Слава КПСС!» и им подобные украшали фасады и крыши зданий; мы все дружно ходили на демонстрации, вступали в комсомол, изучали историю партии, верили в скорую победу нашего правого дела, верили нашим «вождям», которые вели весь мир к «торжеству коммунизма»… А сегодня подавляющее большинство людей в России и других республиках бСССР, скорее всего, даже не вспомнят об этом юбилее. Особенно учитывая, что 7 ноября — давно уже не праздничный день в России. Тут я могу согласиться с Алексеем Навальным, который тоже написал сегодня, о том, как быстро в отсутствие пропаганды морок идеологии выветривается из умов. Как утренний туман над полем, стремительно исчезающий без следа с восходом солнца.

Если говорить о моих личных, персональных воспоминаниях, то я помню, что мне нравилось носить пионерский галстук. 🙂 И школьную форму. Ни того, ни другого теперь нет. Пионерский галстук вызывал ощущение принадлежности меня к чему-то большому, сильному и доброму (ну, мне так казалось тогда). Я вообще заметил в себе эту особенность — мне нравится ощущать себя частью чего-то большего. И я не вижу в этом ничего плохого.

Соседство эпох

Высокотехнологичный Москва-Сити и его контраст с обветшавшими постройками сталинской эпохи не оставляют меня равнодушным. Соседство времён как оно есть. В интернете есть масса отличных фоток на эту тему. Вот одна из особо мне понравившихся.

Управление автомобильным движением в Москве (видео)

Видео про то, как организуют автомобильное движение в Москве. Не знаю, как это делается в других странах, но то, как сделали в столице России, — впечатляет. Видно, что в программно-аппаратную систему, обеспечивающую всю эту красоту, вложено не только много денег (что обычное дело для любых масштабных проектов, но что совершенно не гарантирует, что получится что-то действительно полезное), но и работы IT-специалистов. Скорее всего, всё это написано российскими программистами, но теоретически это может быть построено на какой-нибудь существующей платформе, а у нас это только всё сконфигурировали. Интересно бы узнать технические детали реализации. К сожалению, в видео про это ничего не сказано.

Пролистать наверх