Последние уже несколько месяцев горячей темой новостей часто является Северная Корея. То их лидер Ким Чен Ын угрожает запустить ядерные ракеты по США, то Дональд Трамп обещает стереть маленькое, но очень гордое государство с лица земли. Когда-то очень давно у меня в блоге было обсуждение Доровора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). И мне кажется, что этот договор — одна из причин нынешнего кризиса. Потому что он в высшей степени несправедлив и, по сути, устанавливает «право сильного» не давать остальным тоже стать сильными. Приведу близую мне аналогию. Это как если бы я на работе написал некую программу, сильно облегчающую выполнение работы, а потом не только запретил бы пользоваться ей своим коллегам (это было бы некрасиво, но ещё как-то можно понять), но и, пользуясь, например, своей дружбой с начальством, запретил бы им самим разрабатывать аналоги! Ну бред же. Существовать такая компания, может, и будет, но обстановка внутри неё будет нездоровая и дружбы между людьми там не будет.
Так и с ДНЯО. Его суть именно такова: ряд стран, сумевших разработать ядерное оружие, создали договор, запрещающий всем остальным делать то же самое, и, насколько я понимаю, под угрозой экономических санкций (то есть, силой) заставили остальные страны его подписать. Большинство смирилось. А Северная Корея оказалась чуть более гордой, независимой и свободолюбивой. И сначала вошла в него, а потом вышла и разрабатывает своё ядерное оружие, несмотря на санкции и изоляцию. Понятно, что между Пхеньяном и тем, кого он считает апологетом и инициатором ДНЯО, — Соединёнными Штатами, отношения, мягко говоря, натянутые.
Интересно, чем закончится это противостояние. Северная Корея ведёт себя, конечно, очень дерзко. Но я практически уверен, что США не будет предпринимать ничего, идущего дальше громких, запугивающих заявлений, до тех пор, пока корейцы не сделают действительно что-нибудь опрометчивое. Например, нанесут какой-нибудь неиллюзорный ущерб США или их союзникам. Если это произойдёт, то всё может действительно закончится войной. Активная фаза которой, я думаю, завершится в течение нескольких дней, а то и часов: США надо будет максимально быстро нейтрализовать угрозу своей территории, которую может представлять северокорейское ядерное оружие. Это может быть настоящий небольшой ядерный конфликт. А потом возможны варианты. Если Ким Чен Ын будет уничтожен, Северная Корея теоретически может выйти из своей затянувшей изоляции и так или иначе влиться в глобальные экономические и прочие процессы. В худшем же варианте конфликт может перетечь в затяжную партизанскую войну по типу Вьетнамской.
Вообще, эта изолированность Северной Кореи от остального мира навевает у меня ассоциацию из совершенно другой области. Знаете, на Юпитере есть так называемое Большое красное пятно?
Это пятно, на самом деле, — ураган. Причём, очень устойчивый, существующий в атмосфере Юпитера уже как минимум триста лет. Это такая вещь в себе, очень замкнутая, сильно изолированная от остального Юпитера, существующая почти что самостоятельно. И очень стабильная, нерассасывающаяся (триста лет по астрономическим меркам, конечно, ничто, но по-человеческим — вполне себе срок). Вот очень похоже на Северную Корею среди всей остальной цивилизации, имхо. Весь мир как мир, давно пытается интегрироваться; с переменным успехом, конечно, но всё же. И только Северная Корея как Большое красное пятно, всё никак не может рассосаться и влиться наконец в мировое сообщество. Однако повторюсь — я не считаю виновной в такой ситуации исключительно саму Северную Корею. Её вина в этом, безусловно, очень велика, но Договор о нераспространении ядерного оружия, в силу присущей ему врождённой несправедливости, в некоторой степени создал условия для такой ситуации.
Вообще, ядерное оружие — совсем не такая злая вещь из Преисподней, как может показаться. Благодая тому факту, что гипотетический ядерный конфликт, скорее всего, закончится плачевно для всех участвующих сторон (т.е. победителей не будет), и осознанию этого факта людьми, ядерное оружие способствует миру! Как я где-то прочитал, «Ядерная бомба хороша тем, что её можно не взрывать». 🙂 Не в бровь, а в глаз, вообще. Поэтому мне не совсем понятно, почему члены ядерного клуба так боятся распространения военных ядерных технологий. Опасаться в такой ситуации можно только людей с суицидальными наклонностями. И я допускаю, что среди мировых лидеров такие могут быть. Но всё же большинство — вполне адекватны. Да и политические системы большинства стран не предполагают неограниченную, бесконтрольную власть одного человека. Ну а со «сложными случаями» надо «разбираться» в индивидуальном порядке. Как и с людьми с отклонениями — в обычной жизни.