После обсуждения романа Стивена Кинга «11/22/63» в клубе книгочеев наступило некоторое затишье, которым я воспользовался чтобы внеурочно прочитать дополнительную книгу. Ею стала антология «Скандинавская мифология» за авторством Нила Геймана (Norse Mythology by Neil Gaiman). Авторство в данном случае заключается в пересказе реальной скандинавской мифологии в форме, удобной для употребления современным читателем. То есть, насколько я понял, Нил Гейман от себя ничего не добавлял, а просто пересказал своими словами мифы про Одина, Тора, Локи и других героев скандинавского эпоса.
Кстати, это вторая книга Нила Геймана, которую я прочитал. Первой была «American Gods».
Тема скандинавской мифологии стала особенно популярна с выходом серии фильмов про Тора. И хотя эти фильмы весьма вольно трактуют скандинавский эпос, интерес к нему в результате вырос весьма значительно. Ну, во всяком случае, среди меня. 🙂
В процессе чтения меня совершенно неожиданно посещали мысли, схожие с теми, которые приходили в голову во время чтения совсей другой книги — «Идиот» Достоевского. Напомню, тогда мне в голову пришла мысль, что книгу надо было назвать не «Идиот», а «Идиоты». 🙂 Потому что нормальных среди героев произведения русского классика, на мой взгляд, нет. 🙂 Там все с какими-то странностями. Похожая катавасия и с героями скандинавской мифологии. Они жестоки, но в то же время зачастую недалёки, нелогичны, а порой просто самодуры. Тору, например, ничего не стоило пришибить (насмерть) своим молотом какого-нибудь гнома просто из-за того, что у него плохое настроение. Адекватность Одина, отдавшего один из парных органов (глаз) за право сделать глоток из колодца мудрости, тоже вызывает некоторые вопросы. Но, однозначно, всех перещеголял Локи. Эпос рисует его хитрым, изворотливым, лукавым, не всегда чистым на руку богом, но на самом деле всё гораздо хуже. Локи — социопат, паталогический лжец, агрессивный и опасный манипулятор, которого гложет скрываемая зависть и ненависть ко всему вокруг. При этом иногда его как будто накрывают угрызения совести и он пытается исправлять то, что натворил, но проходит время, и он непременно возвращается в накатанную колею. Из шести детей Локи только двое — нормальные человекообразные существа. Остальные четверо — разнообразные монстры, среди которых восьминогая лошадь Слейпнир, гиганский ядовитый змей Йормунгард, гигантский волк Фенрир и женщина Хел, одна половина лица которой выглядит как лицо мертвеца. Змей, волк, Хел и сам Локи во время скандинавского конца света, Рагнарёка, сражаются против богов, в том числе Одина и Тора. То есть, по сути, Локи, будучи пригрет и обласкан богами, в итоге восстаёт против них, из просто «испорченного ребёнка» превращаясь в самого настоящего врага, коварного и опасного, направившего против пригревших его богов всю свою мощь, развязавшего войну, которая в конце концов приводит к уничтожению Асгарда (обители богов), Мидгарда (мира людей), других частей мира и почти всего живого, включая верховных богов Одина и Тора.
Надо отметить, что и сами боги по своей жестокости вряд ли пример для подражания. Когда Локи их в конец достал (ещё до Рагнарёка), они решили его наказать. Выследили и поймали Локи на его вилле в горах, после чего привели в пещеру, и туда же привели его жену и двух человекообразных сыновей. После чего каким-то образом заставили одного сына убить другого, кишками (!) убитого сына приковали (!) Локи к камню, а над головой у него подвесили ядовитого змея, который периодически капал своим ядом тому на лицо, вызывая боль и обезображивая его. И всё это на глазах у его жены, которая была вынуждена наблюдать эту картину до конца времён…
В общем, там материала не только для фильмов про супергероев, но и на несколько фильмов ужасов с рейтингом «R» наберётся, если экранизировать это всё близко к тексту. Но в целях общего развития, я считаю, прочитать эту книгу было всё же полезно. По крайней мере, все эти имена и названия перестают ассоциироваться исключительно с голливудским блокбастером, приобретая глубину и смысл, ассоциированные с первоисточником.