Полное солнечное затмение в Теннесси

В прошедший понедельник, 21 августа, я взял выходной ради одной цели: посмотреть полное солнечное затмение. До этого я наблюдал солнечное затмение лишь однажды, и оно было частным. То было в 2000 году в Атланте. Правда, сейчас, сделав поиск в блоге, обнаружил, что была ещё пара частных затмений — оба в Петербурге, в 2006 и 2008 годах. Но они как-то совсем не отложились у меня в памяти. В отличие от затмения 2000 года. Вот. Но полного затмения я не видел до этого ни разу, так что было очень интересно. Однако в Бостоне затмение не было полным — покрытие достигало 63%. Поэтому пришлось ехать южнее. После анализа прогноза погоды решено было смотреть затмение в городе Spring City, TN (населённый пункт с названием «Весенний город», находящийся в штате Теннесси). Для этого я прибыл самолётом в Атланту, а там взял напрокат машину и направился в соседний штат. Думаю, про Атланту я потом расскажу отдельно. Всё ж таки я прожил в этом городе пять не худших лет своей жизни и не был там до этой поездки двенадцать лет.

Выше приведён мой главный трофей (если не считать собственных впечатлений) — фотография, которую я сделал на свой айфон через телескоп одного из астрономов, который любезно предоставлял всем желающим возможность посмотреть на небесное явление через свою оптику. На фото изображён момент из первой половины затмения — когда Луна «наезжает» на Солнце.

Читать далее «Полное солнечное затмение в Теннесси»

Сокращение — маленькая смерть

Пока я прохлаждался в отпуске в России, на работе в Бостоне происходили драматические события: прошло масштабное сокращение. Каким-то чудом я уцелел. Сократили сорок человек — примерно треть бостонского офиса компании.

Это не первый раз когда в компании, в которой я работаю, проходит большое сокращение штатов. Похожая ситуация была у меня в 2002 году в Атланте, но только с маленьким отличием: в тот раз я оказался в числе сокращённых. И вот спустя пятнадцать лет мне представился случай ощутить, каково это — быть с другой стороны баррикад. 🙂 Ну что могу сказать, это спокойнее. Не надо панически думать о завтрашнем дне (что, правда, не отменяет дум о послезавтрашнем). Среди прочих сократили моего прямого начальника (engineering manager), который являлся своеобразным «защитным экраном», избавлявшим меня от необходимости взаимодействовать с «внешним миром», то есть с другими командами в нашей компании. Теперь приходится это делать. Что с одной стороны хорошо — больше общения, но с другой создаёт больше хлопот; и общение, в общем-то, исключительно по работе.

Я назвал пост «сокращение — это маленькая смерть» потому что у меня действительно есть такое ощущение. В Америке увольняют внезапно, без какого бы то ни было предупреждения: приходишь на работу и не можешь разлочить комп, так как пароль уже изменён. Остаётся только собрать личные вещи и под присмотром сотрудника отдела кадров (HR) покинуть территорию предприятия. И если между увольняемым и оставшимися не сложились за время работы дружеские (а не только профессиональные) отношения, то скорее всего они друг с другом больше не увидятся. И вот тогда возникает ощущение, что человек внезапно умер. Ещё вчера он был в офисе, ты с ним общался; может, вместе пили чай… И в рабочей электронной почте даже остались какие-то письма от него, требущие ответа. Но самого человека на работе сегодня уже нет, и всё, что он делал, осталось в подвешенном состоянии, и с этим придётся кому-то разбираться, пытаясь как-то завершить начатое ушедшим уволенным.

Слава богу, это всего лишь сравнение. Все люди живы. Я написал в фейсбуке двум уволенным сотрудникам, с которым тесно взаимодействовал по работе, попрощался, пожелал им удачи. Ведь я последний раз видел их перед отпуском. Ну а нам, «выжившим», теперь придётся дальше бороться за место под солнцем в нашей компании.

Dolce Vita

Из праздного любопытства заинтересовался загородной недвижимостью в Ленинградской области России. У меня загородная недвижимость всю жизнь ассоциировалась с советсткими «дачами». Участок — стандартные шесть соток, небольшой летний дом с «мансардой» (это сейчас её так модно называют, а раньше это был просто «второй этаж»), никаких коммуникаций кроме электричества (и то, садоводства стали подключать к электросетям только в девяностых; я ещё застал время когда мы на даче у родителей ночью освещали наше жилище при помощи керосинки), удобства во дворе, канализация типа «компостная куча».

Привычно и уютно, конечно, но немного не соответствует статусу XXI века как эры высоких технологий. 🙂

Я, конечно, осознавал, что на дворе уже не девяностые годы и даже не нулевые, а почти уже двадцатые. И что благосостояние россиян с тех «тёмных веков» шагнуло вперёд, но я не представлял, насколько! Не, большинство, как я понимаю, до сих пор так и живёт на шести сотках с удобствами во дворе. Но наряду с этим «советским стандартом» стали появляться так называемые «коттеджные посёлки». Коттеджем называется дом, приспособленный к жизни в нём круглый год. Это означает, что он утеплён и хорошо держит тепло зимой. И, конечно, в нём есть все коммуникации: электричество, водопровод, канализация, газ, интернет. Электричество сейчас обеспечивают в размере где-то от 7 до 15 кВт на участок. Водопровод — либо из общей скважины, либо — если посёлок расположен недалеко от городской инфраструктуры — подсоединён к центральному городскому водопроводу. Канализация — септик или станция биологической отчистки. Интернет — всё чаще оптоволокно (что надёжно и относительно дёшево), но ещё встречается мобильный интернет (что ненадёжно и дорого). Несколько отстаёт газ: он есть не во всех коттеджных посёлках. Хотя газ является ключевым фактором для того, чтобы в доме можно было жить круглый год. Отапливать дом дровами или электричеством — очень дорого. Размеры участков тоже выросли. Сейчас в коттеджных посёлках практически нигде не предлагают шесть соток. Минимум, который мне встретился — восемь соток. А так размеры — от десяти соток до почти гектара (сто соток).

Но, конечно, не этот прогресс меня поразил. Присоединение коммуникаций и новые технологии строительства — это нормально, этого следовало ожидать. Потрясли меня так называемые «элитные коттеджные посёлки». Участок в таком посёлке обычно занимает не меньше двадцати соток, а дома там — настоящие хоромы. Я не знаю, словами трудно передать степень роскоши, поэтому я просто приведу план одного дома (кликабельно), предлагаемого вниманию состоятельных покупателей совсем недалеко от Петербурга — какие-то десять километров от КАДа.

Первый этаж:

Второй этаж:

Общая площадь дома — 902 кв.м. (это 9,709 sq.f. — для читателей из США). Из них площадь первого этажа — 278,5 кв.м., второго — 316,5 кв.м. (не знаю, почему у них второй этаж больше первого). И как видим, имеется собственный плавательный бассейн, его площадь — 307 кв.м. Я точно не знаю, сколько стоит эта красота, но экстраполируя известные мне цены, такой дом с участком где-нибудь 30 соток в десяти километрах от КАД должен стоить примерно 180 миллионов рублей (3 миллиона долларов).

Вот. Это не какая-нибудь там Ривьера, и не Лазурное побережье, и не Канны. Это — десять километров от границы Санкт-Петербурга! И это ещё не самый большой коттедж из тех, которые можно найти сейчас в продаже в интернете. Встречался мне и дворец (по-другому это не назвать) площадью 2500 кв.м.! Я понимаю, в России имеет место социальное расслоение: кто-то живёт почти в нищете, кто-то купается в золоте. Но я не представлял себе масштабы этого явления. Причём интересно: ведь в этом верхнем социальном классе — классе людей, которые могут позволить себе эту роскошь, — видимо, существуют две фракции: одни заработали деньги честным путём — ну там, эстрадные артисты, например, или честные бизнесмены; другие — коррупционеры и бандиты из девяностых. Интересно, как люди таких разных моральных устоев уживаются в одном социальном слое?..

В общем, о социальном расслоении в России — это отдельная тема. Но если абстрагироваться от этого, то меня реально восхищают проекты домов, подобные приведённому выше. Они разрабатываются известными западными дизайнерами, и я считаю, что такой дом, ну если и не произведение искусства, то по крайней мере похож на нечто из далёкого утопического будущего, не раз описанного в фантастике. Мне, например, пришёл в голову роман Айзека Азимова «Обнажённое солнце», в котором на планете размером с Землю, в роскоши, в огромных поместьях живут всего двадцать тысяч человек, а всем хозяйством управляют роботы. И ещё вспомнился фильм «Обливион» с Томом Крузом, в котором главные герои тоже живут в таком же полустеклянном доме с бассейном. Красота же! 🙂

Вернулся

В воскресенье вернулся из трёхнедельной поездки на родину. Теперь начну навёрстывать упущенное в блоге и делиться впечатлениями. 🙂

Дорога «от двери до двери» заняла аж двадцать три часа. Это потому, что из России я летел не в конечную точку маршрута — Бостон, а в Нью-Йорк, а оттуда добирался на автобусе. Это было сделано не только для удешевления поездки (долларов триста на этом можно сэкономить), но и для того, чтобы разнообразить маршрут. А то из Бостона в Питер и обратно я летал уже не раз, и этот банальный маршрут уже не очень интересен. Кроме того, очень здорово в середине поездки оказаться в центре Нью-Йорка: ведь автобус из Бостона прибывает в центр Манхэттена, в районе тридцатых-сороковых улиц. Правда, чтобы гулять было комфортно, надо иметь минимум вещей. В этот раз я летел с одним рюкзаком, так что неудобств не испытывал. Вообще, это очень классно — путешествовать налегке! К сожалению, это не всегда возможно. В прошлую мою поездку в Россию — в Архыз — из-за очень нестабильной погоды в пункте назначения мне пришлось взять огромный чемодан с одеждой.

Под катом несколько фоток Нью-Йорка — ничего особенного, просто фоткал то, что видел пока шёл от вокзала Penn Station, куда я приехал из аэропорта, к автовокзалу, где меня ждал автобус на Бостон.

Читать далее «Вернулся»

Старкон — всё

Только что прослушал прямую трансляцию в контакте, которая называлась «Старкон: Эпилог» и была посвящена фестивалю фантастики и науки «Старкон», который я вкратце осветил двумя постами ранее. Как это ни прискорбно, но в трансляции сообщили, что данный, восемнадцатый, «Старкон» стал (скорее всего) последним. Причина закрытия фестиваля — финансовые сложности организаторов.

Надо сказать, что когда я посещал фестиваль, у меня где-то на задворках сознания возникла мысль, что, вот, место проведения — просто шикарное. Реально, мировой уровень. Огромные площади, отличный звук и т.д. А народу даже в субботу днём — вроде как самое пиковое время для посещения — было не сказать, что много. Такое впечатление, что раза в два меньше, чем на похожем фестивале в Бостоне PAX East. Я ещё тогда подумал: либо этот Экспофорум по причине своей относительной новизны предоставляет в настоящий момент серьёзные скидки организаторам мероприятий, либо у организаторов просто много лишнего бабла, либо… организаторы просчитались с финансовой стороной проекта. Оказалось, к сожалению, последнее. Ведущий трансляции сообщил, что по результатам «Старкона» организаторы оказались в долгах.

Что ж, довольно печально. Имхо, это было интересно и познавательно — особенно для молодёжи. И организовано на действительно высоком уровне.

Тесла в Питере

Сейчас, находясь в Питере, всё пытаюсь высмотреть на улицах автомобиль Тесла. Тщетно. Иногда также спрашиваю у водителей Убера, видели ли они когда-нибудь в Питере Теслу. Отрицательно отвечают даже те, кто наездил по городу тысячи трипов, а значит видит ежедневно тысячи машин. Таки прогресс в области электромобилей пока не добрался до Северной столицы. Точнее, видимо, они есть (я как-то видел в инете фотки), но в очень ограниченном количестве.

В Бостоне я, перемещаясь по городу в обычном режиме (на работу, с работы), вижу в среднем от одной до трёх Тесл в день. А сейчас, по идее, их должно стать ещё больше с выходом на рынок в прошлом месяце более доступной по цене Tesla Model 3.

Старкон 2017

Если уж зашла речь о ретро-компьютерах, к месту будет упомянуть о фестивале «Старкон», который проходил в Петербурге в эти выходные (28-30 июля). На самом деле, это мероприятие было похоже на фестиваль PAX East в Бостоне, на котором я также побывал — всего несколько месяцев назад. Впрочем, несмотря на то, что внешне эти два мероприятия очень похожи, тематика несколько отличается. PAX East — это в основном компьютерные игры и всё, что имеет к ним отношение: игровые приставки, системы виртуальной реальности, игровые автоматы и т.д. Кроме того, там были довольно широко представлены настольные (некомпьютерные) игры, проводилось много лекций на компьютерно-игровую тематику, а также было немного косплея.

Питерский Старкон, с другой стороны, имеет более широкий спектр тем: компьютерные игры, фантастика (книжная и кинематографическая) и наука. Были встречи с российскими писателями-фантастами, просмотры фантастических фильмов с последующим обсуждением, научно-популярные лекции. В частности, я посетил четыре лекции: о нейронных сетях и чат-ботах; о космических аппаратах, находящихся за орбитой Плутона (Вояджеры, Пионеры и «Новые горизонты»); о технологии редактирования ДНК; и о фотографировании Луны. Собственно, компьютеров и компьютерных игр, конечно, было, но существенно меньше, чем на PAX. Их место занял косплей: переодевание в героев компьютерных игр, фантастических и фэнтезийных фильмов и мультфильмов. Косплея на Старконе было на порядок больше, чем на PAX. Причём, он было гораздо более качественный и сложный. Порой мимо проходили такие персонажи, что увидеть за всем этим гримом и костюмом обычного человека было довольно затруднительно.

Возвращаясь к ретрокомпьютерам. Им была посвящена отдельная секция фестиваля. На фотке выше запечатлён, судя по всему, IBM PC-совместимый компьютер с игрой Doom. А рядом совсем уникальная вещь — шлем виртуальной реальности Forte VFX1, выпущенный на рынок в 1995 году. За двадцать лет до HTC Vive и Oculus Rift!

Ниже ещё несколько ретро-фоток.

Читать далее «Старкон 2017»

R-Type: история создания

Неожиданно наткнулся в интернетах на интереснейшую книгу, чтение которой захватило меня на несколько дней. Это вот выше — её обложка. А вот здесь на сайте автора её можно скачать бесплатно (на всякий случай разместил её ещё и у себя). Книга о создании одной из культовых компьютерных игр на ZX-Spectrum — R-Type, написанная автором игры — Бобом Пэйпом (на английском языке). Точнее, Боб переписал игру в 1988 году для ZX Spectrum. Оказывается, оригинал был создан японской фирмой IREM для игрового автомата. Сначала тот факт, что игра не была задумана и спроектирована Бобом Пэйпом, а была им портирована с другой платформы, несколько снизил в моих глазах его заслуги, но по мере чтения я всё больше и больше убеждался, что то, что он делал, — это по сути написание игры с нуля. Учитывая существенную разницу между архитектурой игрового автомата, на котором работал оригинал, и архитектурой ZX Spectrum даже наличие исходников игры ни капли не помогло бы в портировании. Из исходной игры была взята только идея, сюжет и общий вид графики. Абсолютно весь код был написан от начала и до конца Бобом Пэйпом, а графика и звуковые эффекты воссозданы на основе оригинальной игры двумя его коллегами. И ведь эти три человека смогли не только воссоздать игру очень близко к оригиналу, при этом сделав порт очень играбельным и создав классику восьмибитных игр, но и выполнить это на очень ограниченной архитектуре ZX Spectrum, которая даже в сравнении с другими восьмибитными платформами того времени стоит едва ли не на последнем месте по ресурсам, предоставляемым разработчику (память, скорость процессора, возможности графики). Поэтому я считаю, что R-Type на ZX Spectrum вполне можно рассматривать как один из образцов виртуозного программирования, в котором использовались все мыслимые приёмы — вплоть до самомодифицирующегося кода, — позволяющие сэкономить память и выжать из процессора всё до последней капли.

Конечно, эта книга очень нишевая и будет интересна далеко не каждому. А только тем, кто, как и я, в восьмидесятых годах был увлечён восьмибитной компьютерной техникой, играми и программированием на восьмибитных платформах. А также, как мы с друзьями, засиживался до поздна за игрой в R-Type. 🙂 Я лишний раз убедился, что талантливый человек талантлив во всём: Боб Пэйп не только создал ставшую культовой игру, но и описал этот процесс в книге, которую очень интересно читать. Я реально не мог оторваться — там местами почти детективная история. Собственно, автор описал не только то, как он создавал R-Type, но и то, как он пришёл к программированию, а также как складывалась его судьба после успеха написанной им игры. Кроме того, его книга позволила мне — россиянину — заглянуть в то, как «это было там». Как люди становились программистами в Великобритании в восьмидесятых годах прошлого века, и как выглядела индустрия создания софта того времени. А кроме того, дочитав последнюю страницу, я, возможно, увидел один из возможных сценариев своей собственной жизни. Дело в том, что сейчас Боб Пэйп уже не имеет никакого отношения к программированию: он работает в абсолютно другой сфере и ждёт выхода на пенсию. В последней главе он раскрывает причины этого. В те годы, когда создавался R-Type, было совершенно реально написать игру-хит в одиночку. Требовалась только помощь того, кто мог создать графику и музыку/звуковые эффекты. Однако по мере появления более мощных платформ это становилось всё менее и менее реальным, и пришло в итоге к тому, что в наше время игры пишут целые коллективы, порой достигающие десятков человек. И одиночке-программисту тут делать совершенно нечего.  А Боб был именно таким одиночкой-фрилансером, работавшим у себя дома. Конечно, меня это не совсем касается — я всегда работал в коллективе, но это показывает, что конъюнктура всегда может измениться таким образом, что разумным и неизбежным может стать решение поменять профессию.

Интересно, что R-Type был выпущен в 1988 году, а уже через четыре года — в 1992 году — английский рынок коммерческих игр для ZX Spectrum был уже мёртв.

Никакой личной жизни

Вчера к окну моей квартиры, находящемуся на уровне двадцать пятого этажа, прилетел квадрокоптер и долго смотрел на меня, стоящего на кухне в семейных трусах, а я — на него. Потом он не спеша удалился. Россия, XXI век. Никакой личной жизни.

Хотя это не уникально для России. Несколько недель назад что-то очень похожее происходило со мной в Бостоне.

Пролистать наверх