Красная точка человечества

Моя кошка — как и любая другая — без ума от лазерной указки. Она просто теряет самообладание когда видит красную точку и носится за ней как угорелая чуть ли не по стенам. Когда я наблюдал за этой беготнёй, меня осенила одна мысль. «Осенила» это даже не то слово — молнией ударила! Спешу поделиться.

Что такое для кошки красная точка? Необъяснимое явление природы. Она берётся непонятно откуда и исчезает непонятно куда. Животное не обладает необходимым уровнем интеллекта и навыками абстрактного мышления, чтобы связать у себя в голове красную точку с лазерной указкой и осознать, что точка — это место, где фотоны лазера из указки сталкиваются с поверхностью и рассеиваются во всех направлениях. И что «поймать» её, по причине её природы, невозможно. Наверное, кошка этого не осознаёт, но точку создала цивилизация существ, многократно превосходящих кошку по уровню интеллекта.

А теперь сдвинем всю ситуацию на одну ступень выше. Что если мы — люди — такие же «кошки» для цивилизации существ, столь же превосходящих нас по уровню интеллекта (или разума, или сознания, или чего-то ещё, о чём мы не знаем так же, как настоящая кошка не имеет никакого понятия о том, что такое разум), насколько мы превосходим кошек? Тогда можно представить, что представители этой цивилизации одним движением пальца (или что там у них) — так же как мы нажимаем кнопку на лазерной указке — могут создавать нечто, достижение чего является для нас, людей, сколь желанным, столь и трудным.

Та-да! Я представляю вам «красную точку» человечества:

Читать далее «Красная точка человечества»

Он улетел (и не обещал вернуться)

Свершилось! Илон Маск улетел на Марс запустил в космос свою машину Tesla при помощи своей ракеты Falcon Heavy. Невероятно, но факт: сверху — не какой-то коллаж, а реальная фотка из космоса.

Мрачная эстетика смерти

В пятницу, впервые за всё время жизни в Америке, сходил тут на концерт классической музыки. И я даже не ожидал, что это мероприятие произведёт на меня такое впечатление. Второй день прокручиваю в голове музыку и тексты.

Концерт проходил в BSO — Boston Symphony Orchestra — и состоял из двух отделений. В первом играли Серенаду No.10 в си-бемоль для духовых инструментов Моцарта. Во втором — Симфонию No.14 Шостаковича.

Надо сказать, что более разные произведения для исполнения в одном концерте подобрать очень сложно. Они просто диаметрально противоположны по всем параметрам. Серенада Моцарта — это такая весёленькая, ненапрягающая музычка. Позже я прочитал, что это произведение создано в жанре, который и задумывался как музыка «для фона». Она — для светских раутов, на которых главное — разговоры, еда и наряды, а не музыка. «Ненавязчивость» этого произведения я ощутил на себе, так как под конец почти под него заснул. Кстати, удивило отсутствие дирижёра. Мне казалось, что он совершенно необходим для обеспечения синхронизации инструментов. И хотя эту серенаду Моцарта исполняет не полный симфонический оркестр, но всё ж таки тринадцать челевек, и как им удавалось синхронизироваться — это довольно удивительно.

Но основное — и неизгладимое — впечатление произвёл на меня Шостакович. Конечно, возможно, роль тут сыграл бокал шампанского, который я опустошил в антракте 🙂 , но Четырнадцатая симфония у меня сразу так хорошо зашла, что я начисто забыл про сон. Особенно на контрасте с Моцартом, ибо, в отличие от последнего, симфония Шостаковича — это эпическое полотно. Готическое декадентское произведение! В котором исследуется такая непростая тема как… смерть. Для своего произведения, состоящего из одиннадцати частей и включающего женское сопрано и мужской басс, автор подобрал поэмы четырёх авторов: Рильке, Гарсиа Лорка, Аполлинер и Кюхельбекер.  Все они из разных стран, но их стихи, использованные в произведении Шостаковича, объединяет одна тема: смерть и смертность. И это очень готично. Вот этот текст Аполлинера крутится в голове второй день:

Три лилии, лилии три на могиле моей без креста.
Три лилии, чью позолоту холодные ветры сдувают.
И черное небо, пролившись дождем, их порой омывает.
И словно у скипетров грозных торжественна их красота.
Растет из раны одна, и как только закат запылает,
Окровавленной кажется скорбная лилия та.
Три лилии, лилии три на могиле моей без креста.
Три лилии, чью позолоту холодные ветры сдувают.
Другая из сердца растет моего, что так сильно страдает
На ложе червивом. А третья корнями мне рот разрывает.
Они на могиле моей одиноко растут, и пуста
Вокруг них земля, и, как жизнь моя, проклята их красота.
Три лилии, лилии три на могиле моей без креста.

Это всё вообще очень напомнило мне произведение из совсем другой области музыкального ландшафта — альбом «Murder Ballads» («Баллады об убийствах») группы Nick Cave and the Bad Seeds. Тот же драматизм, и безысходность, и мрачная эстетика смерти. В сопроводительном буклете я прочитал, что при создании этой симфонии на Шостаковича оказали влияние несколько других произведений, а именно: «Песнь о земле» Густава Малера, «Военный реквием» Бенджамина Бриттена и «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского.

А ещё, музыкальная тема, звучащая в самом начале симфонии и повторяющая несколько раз позже, напомнила тему из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна и, соответственно, саундтрек из фильма «Чужие» (об их сходстве я писал пару лет назад).

Вокальные партии исполняли латвийка Кристине Ополайс (сопрано) и украинец Олександр Цимбалюк (басс). Все вокальные партии исполняются на русском, и поначалу я был удивлён отсутствием какого-либо акцента (впрочем, мне показалось, что у Кристине я слышал порой лёгкий акцент; что для латвийки, в общем-то, нормально). Но когда узнал имена исполнителей, всё встало на свои места. Для англоязычных слушателей над сценой показывали субтитры английского перевода.

О честных играх

В NFL (Национальная футбольная лига США) существует лимит на то, сколько денег футбольные клубы могут тратить на игроков (на данный момент — $155.270.000 в год). Это делает соревнование более-менее честным. Если бы лимита не было, то чемпионат NFL был бы не соревнованием спортсменов, а состязанием кошельков. У кого больше всех денег, тот скупает всех лучших футболистов и выигрывает чемпионат. Неинтересно и нечестно.

По-моему, было бы очень логично ограничивать подобным образом бюджет кандидатов в президенты. И степень доступа каждого кандидата к СМИ. Всё это должно быть одинаковым для всех кандидатов, и тогда выборы были бы справедливыми.

Но… это мы увидим в параллельной реальности.

Пятнадцать собак

Прочитал книгу «Fifteen Dogs» («Пятнадцать собак») канадского писателя Андре Алексиса. С весьма нетрадиционным сюжетом. Читал в оригинале (на английском).

Как-то на Олимпе боги Гермес и Аполлон беседовали, о том, что будет, если собакам дать разум. Настоящий человеческий разум. Точнее, сделает ли это собак счастливее, чем они были. И боги заключили пари на эту тему. В результате чего пятнадцать собак в одной ветеринарной клинике в Канаде внезапно обрели разум, открыли свои клетки и отправились восвояси, на свободу. Строить своё будущее.

Я подумал, что со стороны богов сделать такое с собаками, на самом деле, — жестоко. Потому что разумная собака — это как человек с очень серьёзной инвалидностью. Потому что из-за отличий в физиологии, собаки совсем плохо приспособлены для жизни в цивилизованном мире, по сравнению с человеком. Когда у них нет разума, они не осознают своё место в глобальной картине мира, и поэтому, наверное, в какой-то мере счастливы. Но когда у тебя появляется разум, и ты понимаешь, что ты своим сознанием ничем не отличается от людей, но при этом вынужден жить как собака… Не думаю, что осознание этого факта способствует более счастливому восприятию действительности. Что, в общем-то, и показывает книга.

Вспомнился, кстати, роман Михаила Булгакова «Собачье сердце». Там ведь тоже собака обрела разум. Но есть немаловажное отличие — в книге Булгакова Шарик изменился не только ментально, но и физиологически. Что, всё-таки сделало его существование в мире людей более терпимым.

Мне очень понравилась идея этой книги. По сути, это мысленный эксперимент, облачённый в художественную форму. Интересно наблюдать как собаки воспринимают свой новый дар, как по-разному они к нему относятся, какие разные выбирают пути в жизни. Как они с трудом, не сразу постигают сложные человеческие эмоции, такие как любовь и дружба. Как проявляются их характеры и как возникают легко узнаваемые типажи личностей, которые мы все встречаем в жизни. Кто-то жёсткий и бескомпромиссный, привыкший решать вопросы силой, полагающийся на свой авторитет и делающий всё, чтобы поддержать его. Кто-то манипулятор и лицемер, про которого никогда не знаешь, что у него на уме и не готовит ли он какую-нибудь каверзу. Кто-то социально активен, а кто-то одиночка. Кто-то практик, а кто-то идеалист, витающий в облаках и сочиняющий стихи. Кстати, именно собака-поэт вызвала у меня наибольшие симпатии. 🙂 Несмотря на все сложности собачьего бытия, Принц — так звали поэта — не уставал сочинять стихи. Странные, с уклоном в собачьи темы, но всё же стихи. Он заканчивает свой жизненный путь последним. И незадолго перед смертью он думает о том, как жалко, что вместе с ним в небытие уйдёт и созданный им и его друзьями собачий язык, а также его поэмы, в которые он вложил свою душу. Мне очень близки его эмоции. Я думаю, что стихи, песни, рассказы, да вообще, любое творчество, — это прекрасный цветок, пораждаемый разумом; призма, через которую мы ловим отблески великолепного, блистательного мира, недоступного нашему непосредственному восприятию. Ради этих отблесков, мне кажется, можно терпеть все печали и страдания, которые разум порой приносит с собой.

И всё же, в самом конце Принц приходит к мысли, что всё было ненапрасно.

«Ему пришло в голову, что на него снизошёл великий дар; дар, который не может быть уничтожен. Где-то, в каком-то другом живом существе, его прекрасный язык существует как возможность, как семя. Которое непременно прорастёт и расцветёт снова. Он был уверен в этом, и эта уверенность вселяла в него радость».

Замечательно! Это просто мои мысли. 🙂 Мне тоже очень хочется верить, что все те мысли, которые существуют у меня в голове и которые иногда выплёскиваются в мой блог, не уйдут в небытие вместо со мной когда придёт срок. Что где-то в вечности всё это останется навсегда…

Как я провёл этим летом

Наконец посмотрел фильм со странным названием «Как я провёл этим летом», снятый почти десять лет назад. Не раз слышал это название, а также положительные отзывы о фильме, но сам удосужился посмотреть только сейчас. Чувства двоякие, но общее впечатление всё же положительное, даже очень.

Два метеоролога находятся вдвоём на о-очень отдалённой от цивилизации метеорологической станции где-то на Камчатке. Однажды им по рации приходит важное сообщение, которое переворачивает жизнь на станции вверх ногами…

Ниже есть спойлеры.

С одной стороны, на мой взгляд, сюжет фильма и эта драматическая завязка высосаны из пальца. У меня в процессе просмотра возник целый ряд вопросов по поводу некоторых поступков героев. Во-первых, почему молодой метеоролог не стал говорить о радиограмме сразу? Чего он испугался? Если он боялся, что у его старшего товарища от известия о несчастье с его семьёй снесёт крышу, и он начнёт убивать направо и налево (а объект для убийства в этом забытом богом месте у него был только один — молодой сотрудник), то в фильме, на мой взгляд, недостаточно показана возможность такого развития событий. Потому что Сергей (старший метеоролог) выглядит вполне адекватным человеком, и повода бояться немотивированной агрессии с его стороны — даже в такой стрессовой ситуации — вроде как нет. Во-вторых, как-то совершенно нереалистична сцена, в которой Павел (молодой сотрудник, стажёр) наконец-таки говорит о радиограмме Сергею. Вместо того, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, герои устраивают бессмысленную перестрелку из ружей. Ну и за попыткой стажёра отравить коллегу радиоактивной рыбой не просматривается совершенно никакой логики.

В общем, повторю, на мой взгляд, сюжет высосан из пальца, и в реальности подобное произойти не могло. Ну а плюс у фильма простой. Несмотря на все проблемы с логикой развития событий, смотреть эту ленту интересно. А по окончании просмотра все эти странности создают массу возможностей для обсуждения. А это, имхо, и есть то, что требуется от фильма: чтобы его было интересно смотреть, а после просмотра было, что обсудить. А реалистичность и логичность повествования, хотя и желательны, но всё же вторичны.

Ну и довольно сильная сцена присутствует в самом конце. Когда Павел и Сергей прощаются. Это снято так, что понимаешь, что у Сергея (у которого, видимо, на материке всё-таки погибла семья) не осталось в этой жизни вообще никого. И что по странной прихоти судьбы практически самым близким человеком для него стал тот, кто его почти убил…

Мои семь чёрно-белых дней

В фейсбуке возникла новая «вирусная» тема. Один человек в течение семи дней постит по одной фотке в день из своей жизни. Все фотографии должны быть чёрно-белые, без людей в кадре и без каких-либо объяснений. Надо просто фоткать что-нибудь в течение своего обычного дня. И самое главное — что делает эту идею «вирусной»: каждый день этот человек передаёт эстафету кому-нибудь ещё из своих друзей. Таким образом, процесс может приобрести лавинообразный характер, так как если все, кому передаётся эстафета, будут её принимать и передавать другим, то количество участников будет расти в геометрической прогрессии: 1, 8, 57, 400, 3200 и т.д. Правда, практика показывает, что в эту игру вступают не все. В лучшем случае половина.

Как бы то ни было, сегодня я запостил в Фейсбуке последнюю, седьмую фотку и решил разместить все семь фоток у себя в блоге.

Читать далее «Мои семь чёрно-белых дней»

Блокировка счетов в России

С интересом прочитал статью на «РБК» про блокировку банками счетов клиентов в России: практика, которая широко распространилась в 2017 году. У меня двоякие чувства. С одной стороны, это серьёзная попытка обелить экономику. Если в результате этого, например, российские компании начнут платить белую зарплату (так как кричащее несоответствие между объёмом бизнеса компании и смешными зарплатами, которые она платит своим сотрудникам, является одним из поводов для блокировки счетов этой компании и дальнейшего разбирательства), то я буду только рад.

С другой стороны, меня напрягла тема о том, что, например, при переводе денег со счёта в российском банке за границу придётся предоставить документы, раскрывающие причину перевода. Например, договор с иностранным ВУЗом об обучении, за которое производится оплата, или договор о покупке недвижимости. Без таковых документов средства будут заблокированы и никуда не уйдут. Тут я вижу сразу две проблемы. Во-первых, как показывает практика, требования о предоставлении бумажных документов от иностранных компаний, которые иногда требуются в России, зачастую вызывают у работников этих компаний разрыв шаблона и когнитивный диссонанс. Просто потому, что в этих компаниях может не быть практики выдачи подобных документов. Во-вторых, а что если человек выводит деньги из России не с конкретной целью за что-то заплатить, а просто потому что ему не нравится хранить деньги в России? Да, наверное, это не патриотично. Но что в этом незаконного?

Короче, обеление российской экономики очень желательно. Но я опасаюсь, как бы хорошие намерения, как всегда, не привели нас в данном случае не туда, куда надо. А то получится, что честным людям станет жить ещё некомфортнее, чем раньше (из-за новых барьеров и запретов), а всякие коррупционные отбросы будут по-прежнему наслаждаться жизнью потому, что имеют деньги творить свои делишки в обход закона.

Возможно, я слишком пессимистичен. Время покажет.

Пролистать наверх